МААМ-картинки

Программа дистанционного обучения по якутскому фольклору

Иванова Нинэлли Валерьевна
Программа дистанционного обучения по якутскому фольклору
▼ Скачать + Заказать документы

Условия самоизоляции в связи с пандемией изменили жизнь детей и взрослых. В какое – то время, дети дошкольного возраста оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Перед родителями усилилась проблема семейного воспитания в новых реалиях.

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования.

Публикация «Программа дистанционного обучения по якутскому фольклору» размещена в разделах

Как одна из форм дистанционного образования в МБДОУ д/с №8 "Родничок", был разработан проект "Виртуальный детский сад Родничок – Малышок", где представлена возможность каждому педагогу развиваться наряду с современными технологиями и приспособиться к онлайн обучению.

В рамках этого проекта, мною была разработана программа "Айыл5ан" по изучению якутской национальной культуры с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность

Якутский фольклор в развитии внутреннего мира человека занимает немаловажное значение. Его жанры обширны и притягательны. Чарующие звуки хомуса, веселые скороговорки, народные песни, осуохай, тойук очень нравятся детям всех возрастов.

Овладение жанрами фольклора, ведет к развитию ребенка как индивидуума, любящего свою народную культуру и ценящего обычаи и традиции других культур. Народная музыка создавалась не для слушания - она жила в действии: в игре, обряде, шествии, труде. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок получает первые представления о культуре своего народа и отношение к своей национальности.

Цель: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через изучение культурно-исторических традиций, ценностей народа саха.

Задачи:

· Познакомить детей с фольклором якутского народа, его духовной и материальной культурой.

· Обогащение словарного запаса детей через ознакомления с разными жанрами якутского фольклора.

· Сформировать исполнительские навыки в области чтения скороговорок, пения, игры на хомусе, исполнение тойука и осуохайа, инсценировки отрывков из олонхо, обрядов.

· Воспитывать у детей уважение и любовь к родной земле, к традициям и духовной культуре своего народа, сохранить и соблюдать неписаные правила в отношении природе, духов и верований.

Методические приемы:

- наглядный, словесный, практический;

- беседы с детьми;

- наблюдение;

- слушание народных песен, сказок;

- инсценировки песен и малых фольклорных форм;

- использование аудио и видео материалов;

- посещение музеев и мастер - классов в онлайн формате.

Технические условия при реализации программы «Айыл5ан» :

· Основное условие – наличие ПК, ноутбука или телефона с выходом в интернет.

· Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК).

· Наличие простейших, доступных для дошкольников ресурсов и заданий; для родителей текстовых, видео или аудио консультаций, организация обратной связи.

· Использование мессенджеров Viber, WhatsApp, Telegram, Instagram, Zoom для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве.

План программы «Айыл5ан» :

Месяц (ый аата) Значение месяца по якутскому календарю (Сахалыы халандаарынан ый суолтата) Содержание работы (Улэ ис хоьооно)

Сентябрь (Бала5ан ыйа - Улуу Суорун) Сентябрь - месяц подготовки к зиме.

(Балаан ыйа – дьон бары кыстыгар кэлэн олоун булунар кэмэ.) · Познакомить детей с бытом народа Саха "Якутия - мой край родной".

(https://www.youtube.com/watch?v=8fw_fjx-1qM)

· Ознакомление с разновидностями струнных, духовых и шумовых якутских инструментов.

· Онлайн посещение "Музея Хомуса" с помощью технических оборудований и приложений Zoom.

Октябрь (Алтынньы - Хотой Айыы Ыйа) Октябрь - месяц орла - священной птицы народа Саха.

(Хотой к, былааы бэлиэтиир. Кини дьону тмэр. Сомоолуур, тэрийэр суолталаах.) · Формировать у детей познавательный интерес к эпосу "Олонхо дойдутугар айан".

· Просмотр анимационного мультика Крылатова Кэскилэ Романовича "Олонхо дойдута".

(https://www.youtube.com/watch?v=D8a647JEtc)

· Онлайн мастер - класс с родителями и детьми "Герои Олонхо".

· Выучить краткое содержание якутского героического эпоса олонхо "Дьулуруйар Ньургун Боотур".

Ноябрь (Сэтинньи - Байанай Ыйа) Байанай - дух, хозяин природы и покровитель охотников.

(Байанай – тыа, ойуур, ктр – срэр таарата.) · Расширять представления о диких животных. Воспитывать чувство уважения к обычаям народа саха. Дать представление о хозяине леса.

· Совершенствовать знания детей об охоте и рыбалке, развивать физические способности с помощью онлайн спортивной игры "Рыбалка".

· Провести интеллектуальную онлайн игру для родителя и ребёнка "Байанайдаах а5алар о5олорунаан".

Декабрь (Ахсынньы - Билгэ Ыйа) Декабрь - месяц Бога Знаний.

(Бу ыйга рдк Айыылартан биирдэстэрэ – Билгэ Хаан чугаыыр. Срн боломто билиигэ ууруллар. й эрэйэр, сатабылы сайыннарар хабылык, тыксаан, дуобат курдук оонньуулардаах.) · Познакомить с настольными играми якутов. Настроить детей на сосредоточенность, на ловкость пальцев, на внимание и соблюдение правил во время игры.

(https://www.youtube.com/watch?v=eK_YOotgB)

· Якутская национальная игра "Хабылык".

· Якутская национальная игра "Хаамыска".

· Провести онлайн соревнование среди детей "Обугэм торут оонньуулара".

Январь (Тохсунньу - Танха Ыйа) Январь - месяц Танха Хаан - поверья народа Саха

(Итээл быыытынан, Таха диэн дьыла таарата буолар. Таха кии таайар, сэрэйэр кстэрин кытта сибээстээх.) · Расширить знание о народных традициях. Рассказать о поверьях народа саха во время "Танха".

· Познакомить детей с традициями якутского народа (сиэр - туом).

· Ознакомление с кылыьах и пением "Тойук".

Февраль (Олунньу - Одун Ыйа) Февраль - по якутским поверьям, завершающий месяц круглого года.

(Олунньу диэн – онус ый. Уон – бт бэлиэтэ. Т йдблнэн – олунньу тгрк сыл тиэх ыйа. Айыы рээ этэринэн, олунньуга Одун чугаыыр. Одун ахсыс халлаан айыыта буолар. Кини орто дойду буор кута буолар.) · Знакомить детей с национальными одеждами: Халадаай, кэьиэччик, бастына, этэрбэс итд. Привить восхищение к мастерству и трудолюбию (проведение онлайн занятия в Якутской национальной одежде).

· Онлайн рисование «Украсим платье-халадаай» (через мессенджер ZOOM и программы Point).

Вызвать у детей желание украшать платья.

· Познакомить детей с разновидностями сэргэ. Познакомить с народными мифами и поверьями связанными с сэргэ.

Март (Кулун Тутар - Дьоьогой Ыйа) Март - месяц конского божества.

(Хараа аыйаан, сырдык баыйыытын Дьгйнэн бэлиэтиибит. Дьгй диэн Айыы. Урут уруккаттан Дьгй – сылгы таарата.) · Привить чувство восхищения от мастерства предков. Расширить знание о бытовых предметах.

( Сылгы тэрилэ: чаппараах уо. д. а.)

· Якутская национальная посуда (Чороон, Хамыйах, Кытыйа).

· Онлайн беседа через приложение ZOOM с народными мастерами Республики Саха (Якутия).

· Обратить внимание детей на используемые узоры, орнаменты, познакомить их значениями. Сделать онлайн узоры из пластилина на шаблоне.

Апрель (Муус устар - Айыыьыт Ыйа) Апрель - месяц благословения жизни семьи, любви на земле светлым божеством.

(Муус устарга кииэхэ Айыыыт ордук чугаыыр кэмэ. Айыыыт – дьиэ кэргэн, таптал айыыта. Айыыыт хайыспыт сиригэр р олохсуйар.) · Познакомить с якутской народной песней. Добиваться в пении четкой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание. (Дэгэрэн, норуот ырыата)

· Ознакомление детей с танцами народа Саха. Беседа о происхождении и специфики исполнения основных движений. (Оьуор ункуутэ, Чороон Ункуутэ, Оьуохай).

· Онлайн обряд благословения "Салама оноруу".

Май (Ыам Ыйа - Иэйиэхсит Ыйа) Май - месяц прихода лета, богини Иэйиэхсит.

(Сайын сааланар. Иэйиэхсит хотун тэр. Кини сылаас тыына буорга, ууга, салгыа иэр. Иэйиэхсит кэллэинэ, от – мас крр, ас-л дэлэйэр.) · Приобщение детей к якутской культуре.

· Ознакомление детей с якутским национальным праздником "Ысыах", с его значением и обрядами.

· Проведение онлайн национального праздника "Ысыах".

Предполагаемый результат

· Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, традициях и культуре;

· Формирование исполнительских навыков и знаний в области чтения скороговорок, пения, игры на национальных музыкальных инструментах, исполнения тойука и осуохайа, инсценировки отрывков из олонхо, обрядов;

· Улучшение психических и физических качеств у детей старшего дошкольного возраста;

· Духовно - нравственное развитие личности;

· Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Программно-методическое обеспечение

1. «Саха фольклора» // Лепчикова Л. П., Татаринова Х,К., Иванова Г. Н. //

2. «Якутский фольклор» // Захарова А. Е//

3. «Ого иитиитигэр норуот фольклорун туьаныы» // Слепцова А. Д. //

4. «Игры наших предков» //составитель Федоров А. С. //

5. «Сир симэгэ» //М. Прокопьева//

6. «Торообут торут тылга уьуйуу» // Васильева К. И. //

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР "Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения" разновозрастная группа ЗПР. (отчет из опыта работы в условиях дистанционного.

Фото отчёт по рисованию «Скворечник» — первый опыт дистанционного обученияФото отчёт по рисованию «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В публикации "Рисование "Скворечник" - первый опыт дистанционного обучения" я рассказала Вам.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. ВидеоОпыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.

Пасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группеПасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группе Зачастую мы забываем объяснить своим детям про то, какой праздник мы празднуем, зачем и почему. Обязательно расскажите своим деткам про.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Рисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обученияРисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Для меня, как и для многих моих коллег, организация образовательного процесса, с введением карантина по коронавирусу, стала приобретать.

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников»Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников» Штриховка – это очень полезное упражнение для детей, которое развивает мелкую моторику руки, речь и наглядно - образное мышление. Для штриховки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дистанционного обучения по якутскому фольклору
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 07:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дистанционного обучения по якутскому фольклору» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Нинэлли Валерьевна (УИ 1016296) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД