Иванова Нинэлли Валерьевна
Программа дистанционного обучения по якутскому фольклору
▼ Скачать + Заказать документы
Условия самоизоляции в связи с пандемией изменили жизнь детей и взрослых. В какое – то время, дети дошкольного возраста оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Перед родителями усилилась проблема семейного воспитания в новых реалиях.
Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования.
Публикация «Программа дистанционного обучения по якутскому фольклору» размещена в разделах
Как одна из форм дистанционного образования в МБДОУ д/с №8 "Родничок", был разработан проект "Виртуальный детский сад Родничок – Малышок", где представлена возможность каждому педагогу развиваться наряду с современными технологиями и приспособиться к онлайн обучению.
В рамках этого проекта, мною была разработана программа "Айыл5ан" по изучению якутской национальной культуры с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Якутский фольклор в развитии внутреннего мира человека занимает немаловажное значение. Его жанры обширны и притягательны. Чарующие звуки хомуса, веселые скороговорки, народные песни, осуохай, тойук очень нравятся детям всех возрастов.
Овладение жанрами фольклора, ведет к развитию ребенка как индивидуума, любящего свою народную культуру и ценящего обычаи и традиции других культур. Народная музыка создавалась не для слушания - она жила в действии: в игре, обряде, шествии, труде. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок получает первые представления о культуре своего народа и отношение к своей национальности.
Цель: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через изучение культурно-исторических традиций, ценностей народа саха.
Задачи:
· Познакомить детей с фольклором якутского народа, его духовной и материальной культурой.
· Обогащение словарного запаса детей через ознакомления с разными жанрами якутского фольклора.
· Сформировать исполнительские навыки в области чтения скороговорок, пения, игры на хомусе, исполнение тойука и осуохайа, инсценировки отрывков из олонхо, обрядов.
· Воспитывать у детей уважение и любовь к родной земле, к традициям и духовной культуре своего народа, сохранить и соблюдать неписаные правила в отношении природе, духов и верований.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение;
- слушание народных песен, сказок;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
- использование аудио и видео материалов;
- посещение музеев и мастер - классов в онлайн формате.
Технические условия при реализации программы «Айыл5ан» :
· Основное условие – наличие ПК, ноутбука или телефона с выходом в интернет.
· Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК).
· Наличие простейших, доступных для дошкольников ресурсов и заданий; для родителей текстовых, видео или аудио консультаций, организация обратной связи.
· Использование мессенджеров Viber, WhatsApp, Telegram, Instagram, Zoom для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве.
План программы «Айыл5ан» :
Месяц (ый аата) Значение месяца по якутскому календарю (Сахалыы халандаарынан ый суолтата) Содержание работы (Улэ ис хоьооно)
Сентябрь (Бала5ан ыйа - Улуу Суорун) Сентябрь - месяц подготовки к зиме.
(Балаан ыйа – дьон бары кыстыгар кэлэн олоун булунар кэмэ.) · Познакомить детей с бытом народа Саха "Якутия - мой край родной".
(https://www.youtube.com/watch?v=8fw_fjx-1qM)
· Ознакомление с разновидностями струнных, духовых и шумовых якутских инструментов.
· Онлайн посещение "Музея Хомуса" с помощью технических оборудований и приложений Zoom.
Октябрь (Алтынньы - Хотой Айыы Ыйа) Октябрь - месяц орла - священной птицы народа Саха.
(Хотой к, былааы бэлиэтиир. Кини дьону тмэр. Сомоолуур, тэрийэр суолталаах.) · Формировать у детей познавательный интерес к эпосу "Олонхо дойдутугар айан".
· Просмотр анимационного мультика Крылатова Кэскилэ Романовича "Олонхо дойдута".
(https://www.youtube.com/watch?v=D8a647JEtc)
· Онлайн мастер - класс с родителями и детьми "Герои Олонхо".
· Выучить краткое содержание якутского героического эпоса олонхо "Дьулуруйар Ньургун Боотур".
Ноябрь (Сэтинньи - Байанай Ыйа) Байанай - дух, хозяин природы и покровитель охотников.
(Байанай – тыа, ойуур, ктр – срэр таарата.) · Расширять представления о диких животных. Воспитывать чувство уважения к обычаям народа саха. Дать представление о хозяине леса.
· Совершенствовать знания детей об охоте и рыбалке, развивать физические способности с помощью онлайн спортивной игры "Рыбалка".
· Провести интеллектуальную онлайн игру для родителя и ребёнка "Байанайдаах а5алар о5олорунаан".
Декабрь (Ахсынньы - Билгэ Ыйа) Декабрь - месяц Бога Знаний.
(Бу ыйга рдк Айыылартан биирдэстэрэ – Билгэ Хаан чугаыыр. Срн боломто билиигэ ууруллар. й эрэйэр, сатабылы сайыннарар хабылык, тыксаан, дуобат курдук оонньуулардаах.) · Познакомить с настольными играми якутов. Настроить детей на сосредоточенность, на ловкость пальцев, на внимание и соблюдение правил во время игры.
(https://www.youtube.com/watch?v=eK_YOotgB)
· Якутская национальная игра "Хабылык".
· Якутская национальная игра "Хаамыска".
· Провести онлайн соревнование среди детей "Обугэм торут оонньуулара".
Январь (Тохсунньу - Танха Ыйа) Январь - месяц Танха Хаан - поверья народа Саха
(Итээл быыытынан, Таха диэн дьыла таарата буолар. Таха кии таайар, сэрэйэр кстэрин кытта сибээстээх.) · Расширить знание о народных традициях. Рассказать о поверьях народа саха во время "Танха".
· Познакомить детей с традициями якутского народа (сиэр - туом).
· Ознакомление с кылыьах и пением "Тойук".
Февраль (Олунньу - Одун Ыйа) Февраль - по якутским поверьям, завершающий месяц круглого года.
(Олунньу диэн – онус ый. Уон – бт бэлиэтэ. Т йдблнэн – олунньу тгрк сыл тиэх ыйа. Айыы рээ этэринэн, олунньуга Одун чугаыыр. Одун ахсыс халлаан айыыта буолар. Кини орто дойду буор кута буолар.) · Знакомить детей с национальными одеждами: Халадаай, кэьиэччик, бастына, этэрбэс итд. Привить восхищение к мастерству и трудолюбию (проведение онлайн занятия в Якутской национальной одежде).
· Онлайн рисование «Украсим платье-халадаай» (через мессенджер ZOOM и программы Point).
Вызвать у детей желание украшать платья.
· Познакомить детей с разновидностями сэргэ. Познакомить с народными мифами и поверьями связанными с сэргэ.
Март (Кулун Тутар - Дьоьогой Ыйа) Март - месяц конского божества.
(Хараа аыйаан, сырдык баыйыытын Дьгйнэн бэлиэтиибит. Дьгй диэн Айыы. Урут уруккаттан Дьгй – сылгы таарата.) · Привить чувство восхищения от мастерства предков. Расширить знание о бытовых предметах.
( Сылгы тэрилэ: чаппараах уо. д. а.)
· Якутская национальная посуда (Чороон, Хамыйах, Кытыйа).
· Онлайн беседа через приложение ZOOM с народными мастерами Республики Саха (Якутия).
· Обратить внимание детей на используемые узоры, орнаменты, познакомить их значениями. Сделать онлайн узоры из пластилина на шаблоне.
Апрель (Муус устар - Айыыьыт Ыйа) Апрель - месяц благословения жизни семьи, любви на земле светлым божеством.
(Муус устарга кииэхэ Айыыыт ордук чугаыыр кэмэ. Айыыыт – дьиэ кэргэн, таптал айыыта. Айыыыт хайыспыт сиригэр р олохсуйар.) · Познакомить с якутской народной песней. Добиваться в пении четкой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание. (Дэгэрэн, норуот ырыата)
· Ознакомление детей с танцами народа Саха. Беседа о происхождении и специфики исполнения основных движений. (Оьуор ункуутэ, Чороон Ункуутэ, Оьуохай).
· Онлайн обряд благословения "Салама оноруу".
Май (Ыам Ыйа - Иэйиэхсит Ыйа) Май - месяц прихода лета, богини Иэйиэхсит.
(Сайын сааланар. Иэйиэхсит хотун тэр. Кини сылаас тыына буорга, ууга, салгыа иэр. Иэйиэхсит кэллэинэ, от – мас крр, ас-л дэлэйэр.) · Приобщение детей к якутской культуре.
· Ознакомление детей с якутским национальным праздником "Ысыах", с его значением и обрядами.
· Проведение онлайн национального праздника "Ысыах".
Предполагаемый результат
· Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, традициях и культуре;
· Формирование исполнительских навыков и знаний в области чтения скороговорок, пения, игры на национальных музыкальных инструментах, исполнения тойука и осуохайа, инсценировки отрывков из олонхо, обрядов;
· Улучшение психических и физических качеств у детей старшего дошкольного возраста;
· Духовно - нравственное развитие личности;
· Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Программно-методическое обеспечение
1. «Саха фольклора» // Лепчикова Л. П., Татаринова Х,К., Иванова Г. Н. //
2. «Якутский фольклор» // Захарова А. Е//
3. «Ого иитиитигэр норуот фольклорун туьаныы» // Слепцова А. Д. //
4. «Игры наших предков» //составитель Федоров А. С. //
5. «Сир симэгэ» //М. Прокопьева//
6. «Торообут торут тылга уьуйуу» // Васильева К. И. //