Магсумова Оксана Юрьевна
Программа «Чудеса на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Ярославской области
социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росинка»
Программа : " Чудеса на песке"
Использование
развивающих игр с песком и на песке, песочной анимации
в социально-педагогической реабилитации детей
младшего дошкольного возраста
Автор:
Магсумова Оксана Юрьевна,
воспитатель группы дошкольного
возраста стационарного отделения
Пояснительная записка
Публикация «Программа „Чудеса на песке“» размещена в разделах
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием игр с песком. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный эффект, нежели стандартные формы коррекции.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Применение игр с песком наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в общении с педагогом и ровесниками из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды для них более естественна.
Песочные методы не только развивают творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Занятия проводятся в осенне-зимний период;
Цель
Социально - педагогическая реабилитация детей младшего дошкольного возраста через использование песочной анимации, игр с песком и на песке.
Задачи
1. Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
2. Совершенствование мелкой ручной моторики.
3. Развитие познавательной активности и мотивации познания.
4. Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков.
5. Гармонизация эмоционального состояния детей.
Ожидаемые результаты
1. Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.
2. Снижение эмоционального напряжения.
Участники программы :
В реализации программы участвуют дети младшей группы, в возрасте от 3 до 6 лет.
Формы и методы работы:
- беседа;
-дидактическая игра;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра-драматизация;
- элементы арт-терапевтических методов;
- элементы сказкотерапии, изотерапии
Занятия проводятся индивидуально, со всей группой, так и в подгрупповой форме. Оптимальная численность подгруппы – 2 – 4 чел.
Продолжительность каждого занятия – 15-20 минут.
Условия организации игр с песком :
1. Согласие и желание ребёнка.
2. Наличие у ведущего достаточной квалификационной подготовки для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми.
3. Отсутствие медицинских противопоказаний у ребёнка к занятиям с песком (отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний, порезов на руках).
4. Наличие специального оборудования:
- Водонепроницаемый ящик для песка.
- Чистый просеянный и прокалённый песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
- Коллекция миниатюрных фигурок (высотой не более 8 см).
Структурные особенности занятий
1. Разминка. Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка. Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
2. «Обучающая» часть. Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого пека. Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.
4. Свободная деятельность ребенка. Цель: развитие творчества, проявление фантазии, позитивное общение.
Тематический план
№ Тема часы
1
В гостях у Песочной феи (Песочного человечка)
1
2 Чувствительные ладошки 1
3 Мы ходили в огород 1
4 Осень в Песочной стране
1
5 Путешествие золотой рыбки
1
6 Солнечный мальчик
1
7 Колобок 1
8 Волшебный цветок
1
9 Сказочная страна
1
10 Городок игрушек
1
11 Пироги пекла лиса
1
12
Путешествие к гномам в горы 1
13
Приключения Квака 1
14 Сказка об умном мышонке 1
15 У солнышка в гостях 1
16 Город веселых музыкантов
1
17 Куличики для Лунтика
1
18 День рождения Машеньки 1
Итого:18
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке : Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб. : Речь, 2006.