Елена Сентемова
Мастер-класс «Использование различных методов работы с песком «Чудеса на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности участников мастер-класса в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1. Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2. Обогащение педагогических знаний и умений педагогов в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
3. Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Публикация «Мастер-класс „Использование различных методов работы с песком „Чудеса на песке“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Оборудование: световой стол, подносы, ящик для песка, песок, инструменты для работы с песком, цветные камни, различные игрушки для работы в песочнице, влажные салфетки, полотенца, проектор, ноутбук, презентация, музыкальное сопровождение (релакс, кукла Песочная фея.
Ход мастер-класса
Слайд 1
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу пригласить вас в «Песочную страну». Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов). А в детстве? Я уверенна, что среди нас нет таких, кто бы ни лепил «куличики» из песка.
Слайд 2
Чем же так привлекателен песок? Игра с песком захватывает ребенка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. При соприкосновении с песком через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Именно поэтому, мы можем использовать песок для игр различной направленности с детьми.
Педагог-психолог: Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей.
Слайд 3
Психологические проблемы, при которых применимы игры с песком
- Эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, агрессия, неадекватная самооценка, депрессивное настроение и т. д.);
- Семейные проблемы (конфликты в семье, разводы, кризисные ситуации, горе, утрата и т. п.);
- Коммуникативные трудности (вступление в контакт, проблемы с эмпатией, детский эгоцентризм и т. д.).
Слайд 4
Условия необходимые при работе с песком:
- Согласие и желание ребенка;
- Творческий подход специалиста к проведению занятий;
- У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках;
- Желательно пройти курсы повышения классификации.
Слайд 5
Правила при работе с песком:
- Не выбрасывать песок из песочницы;
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
- После занятия надо помочь убрать песок и инструменты;
- После игры в песке необходимо помыть руки.
Педагог-психолог: И сейчас, я предлагаю вам, познакомится с необычной техникой. Техника «Sand-art» буквально переводится как песочное искусство. Рисование песком на световом столе, как техника, которую с удовольствием применяют в своей работе педагоги, воспитатели, психологи, совсем «юная» (в онлайн источниках указывается 2007 или 2008 год), но темнее менее она уже успела стать достаточно популярной, известной среди специалистов.
Слайд 6
Техника «Sand-art» является уникальной по нескольким причинам:
- Уникальная идея. Песочное рисование успешно используется педагогами-психологами для работы с детьми любого возраста (в нашем детском саду с детьми от 4 до 7 лет);
- Уникальная концепция. Связь искусства и психологии. Эти направления не просто гармонично сосуществуют в концепции, они неразрывно связаны друг с другом;
- Уникальное оборудование. Столы со световой подстветкой, на которых рисуют песком, – это еще одна уникальная особенность техники sand-art (подцветка имеет множество цветов и режимов работы);
- Уникальное изобразительное средство. Песок, как материал в работе очень приятен, дает ощущение физического комфорта при взаимодействии с ним на световых столах, от которых идет теплый мягкий свет, создающий дополнительное приятное ощущение. Это способствует расслаблению, гармонизации эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Приглашаю желающих к световому столу.
Педагог-психолог знакомит участников мастер-класса с упражнениями.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Педагог-психолог: В Песочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Участники медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь ведущего, на свою ладонь.
Участник закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, другой участник сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Слайд 7
Ящик с песком
Песочная терапия возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог поможет рассмотреть все это на вашей картине, и понять, какие мысли вас тревожат.
Для организации песочной терапии понадобится:
- Ящик для песка (песочница, размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия;
- Песок (обычный, но просеянный, чистый);
- Коллекция миниатюрных фигурок.
Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.
Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.
Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего внутреннего мира и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.
Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории, причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, психолог сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.
В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.
Упражнение «Дом для животного»
Педагог-психолог: Выберите себе любого животного, создайте для него дом, то пространство где он живёт. Обыграйте это.
- Понравилась ли вам игра?
- Что больше понравилось ходить в гости или принимать у себя? Почему?
- Что больше всего запомнилось?
Слайд 8
Подносы с песком
На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком (Песочной Феей) – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Песочная фея: Найдите спрятанные игрушки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Упражнение «Дорожка из камушков»
С помощью найденных камушков мы выложим дорожку, которая приведёт нас в удивительное место в Песочной стране.
В левом верхнем угле кладем наискось
- 2 красных камушка;
- 1 зеленый;
- 3 жёлтых;
- 2 зелёных;
- 3 красных;
- 2 жёлтых.
А теперь пальчиками (указательным и средним) пройдитесь по этой дорожке. Мы с вами оказались в волшебном лесу.
Упражнение «Укрась животного»
Участникам раздаётся по силуэту лесного жителя. Участники раскладывают силуэты согласно инструкции. По контуру украшают их камушками. После этого каждый рассказывает, что знает о своём животном.
Далее: создай свой лес (на коммуникацию)
Рефлексия