Ольга Филина
Программа «Бисеринка». Срок реализации программы: 2 года
▼ Скачать + Заказать документы
Программа . Срок реализации программы: 2 года
Администрация городского округа Кинешма
Управление образования
___
155800 Ивановская обл. г. Кинешма, ул. 50-летия Комсомола д. 20
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования для детей
«Центр внешкольной работы»
155800, Ивановская обл., г. Кинешма, 3-й Трудовой пер. д. 4 тел. 5-55-92
Утверждаю:
Директор МОУ ДО г. Кинешмы
«Центр внешкольной работы»
___
«___»___2014г.
Протокол педсовета №__ от ___
Программа
«Бисеринка»
Публикация «Программа „Бисеринка“, Срок реализации программы: 2 года» размещена в разделах
срок реализации программы :2 года
возраст детей:
первый год – 6 – 11 лет
второй год – 12 – 18 лет
Педагог дополнительного
образования
Филина Ольга Юрьевна
Кинешма 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная задача объединения заключается в формировании у обучающихся практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в объединении не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению различных работ из бисера, бусин, стекляруса, но и открывают обучающимся прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Вызвать у обучающихся интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач объединения.
И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственное, постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.
Творческое начало, и, безграничная фантазия, заложены в каждом обучающемся. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, бусины, которые привлекают его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию обучающегося бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.
Работы из бисера привлекают обучающихся своими результатами. Поделка, сделанная своими руками, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки обучающегося, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Программа «Бисеринка» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение обучающимися основных технических приемов работы с бисером, бусина, инструментом необходимым в такой работе. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Курс обучения бисероплетению планируется на 2 учебных года. Данная программа рассчитана на детей 6-10 лет в первый год обучения и 11-16 во второй год обучения. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию обучающихся, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т. е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы обучающиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Обучающиеся учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное – работа с бисером вырабатывает усидчивость, выносливость, аккуратность, умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от обучающихся многих действий, к которым они плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание обучающихся на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами и другими инструментами и материалами.
В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ. Лучшие работы выставляются на городской выставке.
Цель программы :
Формировать у детей умение одну и туже работу выполнить, применяя разные технические подходы, применяя на практике не только простые инструменты, но и сложные виды инструментов, цветовую гамму материала, его свойства. Приобщать детей к коллективному труду, совместной работе, развивать чувство ответственности за свою работу, умение взаимодействовать друг с другом.
Задачи:
Обучающие – Познакомить с новыми для обучающихся инструментами, техническими средствами и приспособлениями, с помощью которых они смогут правильно создавать свои работы. Способствовать развитию индивидуальных качеств каждого обучающегося. Предоставить возможность каждому обучающемуся выполнять индивидуальные работы, проявлять свои знания, умения и навыки.
Развивающие – Способствовать развитию кругозора обучающихся, их возможности разными техническими способами исполнить одну и ту же работу. Развивать у обучающихся чувство цветоподбора, различать тона и полутона. Показать обучающимся возможность связать все что хочется, например: лист дерева, цветок, трава или игрушки, применяя различные техники исполнения.
Воспитывающие – Способствовать формированию умения сотрудничать друг с другом, жить в коллективе. Развивать чувство ответственности за свою работу, отзывчивость, сострадание, тактичность в общении со сверстниками и старшими людьми.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др., ИЗО (подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения (умение «читать» и составлять схемы, математики (подсчет количества необходимого материала).
Ожидаемые результаты:
В конце изучения курса «Бисеринка» обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера. Уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Организация рабочего места.
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.
Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.
Материалы и инструменты
* Бисер, бусины различного размера, вида и качества.
* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
* Леска и резинка для плетения браслетов.
* Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
* Нитки, бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
* Алебастр для заливки, строительная пена.
* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
* Инструменты: кусачки для отрезания проволоки; пассатижи малые; круглогубцы; ножницы для бумаги и ниток; иглы для бисера короткие и длинные.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1 год обучения
№
п/п.
Название тем, разделов Количество часов
всего теория практика
1. Набор обучающихся в объединение: работа по школам, изготовление и распространение рекламных листов. 4 2 2
2. Подготовка документации, кабинета, образцов работ к началу учебного года. 4 - 4
3. Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления.
Инструктаж по технике безопасности. 4 4 -
4. Основы цветоведения. Цветовая гамма. 4 2 2
5. Техника выполнения низания: в одну иглу. 4 1 3
6. Техника выполнения низания: в две иглы 4 1 3
7. Техника выполнения низания: в одну нить 4 1 3
8. Техника выполнения низания: низание в несколько нитей 4 1 3
9. Основные способы плетения. Параллельное 4 1 3
10. Основные способы плетения. Петельное 4 1 3
11. Основные способы плетения. Игольчатое плетение 4 1 3
12. Комбинирование способов плетения. 4 1 3
13. Способ плетения «низание дугами» 4 1 3
14. Способ плетения «низание петлями по кругу» 4 1 3
15. Плоские фигурки животных. Паучок. 4 1 3
16. Змейка 4 1 3
17. Бабочка 12 1 11
18. Рыбка 4 1 3
19. Божья коровка 12 1 11
20. Букет подснежников 20 2 18
21. Ромашки 16 2 14
22. Колокольчик 16 2 14
23. Всего: 144
ДОСУГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (12 ЧАСОВ)
1. Посещение выставок, музея, художественной галереи – 6 часов.
2. Организация выставки – 6 часов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(I год обучения)
1. Набор обучающихся в объединение: работа по школам, изготовление и распространение рекламных листов.
2. Подготовка документации, кабинета, образцов работ к началу учебного года. Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности.
3. Основы цветоведения. Цветовая гамма.
Цель: научить обучающихся работать с цветовым кругом, правильно подбирать сочетание цветов для работ.
Теория: наглядно показать обучающимся способы работы с цветовым кругом.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют подбор цветов для предложенных им композиций.
4. Техника выполнения низания: в одну иглу.
Цель: научить обучающихся работать с одной иглой при плетении изделия.
Теория: наглядно показать обучающимся способы работы с одной иглой.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют плетение одной иглой простейшего элемента.
5. Техника выполнения низания: в две иглы
Цель: научить обучающихся работать с двумя иглами при плетении изделия.
Теория: наглядно показать обучающимся способы работы с двумя иглами.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют плетение двумя иглами простейшего элемента.
6. Техника выполнения низания: в одну нить
Цель: научить обучающихся работать с одной нитью при плетении изделия.
Теория: наглядно показать обучающимся способы работы с одной нитью.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют плетение одной нитью простейшего элемента.
7. Техника выполнения низания: низание в несколько нитей
Цель: научить обучающихся работать с двумя и более нитями при плетении изделия.
Теория: наглядно показать обучающимся способы работы с двумя и более нитями.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют плетение двумя и более нитями простейшего элемента.
8. Основные способы плетения. Параллельное
Цель: научить обучающихся одному из основных видов плетения: параллельное плетение.
Теория: наглядно показать обучающимся способ параллельного плетения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют параллельным плетением простейший элемент.
9. Основные способы плетения. Петельное
Цель: научить обучающихся одному из основных видов плетения: петельное плетение.
Теория: наглядно показать обучающимся способ петельного плетения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют петельным плетением простейший элемент.
10. Основные способы плетения. Игольчатое плетение
Цель: научить обучающихся одному из основных видов плетения: игольчатое плетение.
Теория: наглядно показать обучающимся способ игольчатого плетения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют игольчатым плетением простейший элемент.
11. Комбинирование способы плетения.
Цель: научить обучающихся комбинировать способы плетения в своих работах.
Теория: наглядно показать обучающимся способы комбинирования плетений в готовых образцах – работах.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют работу с применением комбинированного плетения.
12. Способ плетения: низание дугами.
Цель: научить обучающихся способу плетения: низание дугами.
Теория: наглядно показать обучающимся способ низания дугами.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют простейший элемент способом низание дугами.
13. Способ плетения: низание петлями по кругу.
Цель: научить обучающихся одному из основных видов плетения: низание петлями по кругу.
Теория: наглядно показать обучающимся способ низания петлями по кругу.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют простейший элемент способом низания петлями по кругу.
14. Плоские фигурки животных. Паучок.
Цель: научить обучающихся использовать выученные способы плетения и низания в создании определенной работы.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем объяснить применение различных способов плетения и низания.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют фигурку паучка.
15. Плоские фигурки животных. Змейка
Цель: научить обучающихся использовать выученные способы плетения и низания в создании определенной работы.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем объяснить применение различных способов плетения и низания.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют фигурку змейки.
16. Плоские фигурки животных. Бабочка
Цель: научить обучающихся использовать выученные способы плетения и низания в создании определенной работы.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем объяснить применение различных способов плетения и низания.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют фигурку бабочки.
17. Плоские фигурки животных. Ящерица
Цель: научить обучающихся использовать выученные способы плетения и низания в создании определенной работы.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем объяснить применение различных способов плетения и низания.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют фигурку ящерицы.
18. Плоские фигурки животных. Божья коровка
Цель: научить обучающихся использовать выученные способы плетения и низания в создании определенной работы.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем объяснить применение различных способов плетения и низания.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют фигурку Божьей Коровки.
19. Букет подснежников
Цель: научить обучающихся использовать выученные способы плетения и низания в создании определенной работы.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем объяснить применение различных способов плетения и низания.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют цветок, лист и стебель подснежника.
20. Ромашки
Цель: научить обучающихся использовать выученные способы плетения и низания в создании определенной работы.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем объяснить применение различных способов плетения и низания.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют цветок, лист и стебель ромашки.
21. Колокольчик
Цель: научить обучающихся использовать ранее освоенные способы плетения и низания в создании определенной работы.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем объяснить применение различных способов плетения и низания.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют цветок, лист и стебель колокольчика.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
2 год обучения
№п. /п
Название тем, разделов Количество часов
всего теория практика
1. Набор обучающихся в объединение: работа по школам, изготовление и распространение рекламных листов. 6 1 5
2. Подготовка документации, кабинета, образцов работ к началу учебного года. 6 3 3
3. Знакомство с детьми. Вводное занятие. Правила поведения на рабочем месте. 3 3 -
4. Инструменты, нитки, приспособления, необходимые для работы. Правила поведения при ЧС 3 3 -
a. Раздел 1. Цветы из бисера. 96
5. Подсолнух 21 1 20
6. Роза 24 1 23
7. Ландыши 15 1 14
8. Василек 15 1 14
9. Орхидея 21 1 20
a. Раздел 2 Деревья из бисера 108
10. Береза 24 1 23
11. Рябина 24 1 23
12. Елочка 21 1 20
13. Веточка вербы 15 1 14
14. Панно из бисера 24 1 23
ИТОГО: 216
ДОСУГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (18 ЧАСОВ)
1. Посещение выставок, музея, художественной галереи – 6 часов.
2. Организация выставки – 6 часов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
2 год обучения
1. Набор обучающихся в объединение: работа по школам, изготовление и распространение рекламных листов.
2. Подготовка документации, кабинета, образцов работ к началу учебного года.
3. Знакомство с детьми. Вводное занятие. Правила поведения на рабочем месте.
4. Инструменты, нитки, приспособления, необходимые для работы. Правила поведения при ЧС.
5. Цветы из бисера. Подсолнух
Цель: закрепить ранее полученные знания, восстановить приобретенные умения и навыки в работе с бисером.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем показать различные способы плетения изученные в первый год обучения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют цветок подсолнуха.
6. Цветы из бисера. Роза
Цель: закрепить ранее полученные знания, восстановить приобретенные умения и навыки в работе с бисером.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем показать различные способы плетения, изученные в первый год обучения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют цветок розы.
7. Цветы из бисера. Ландыши
Цель: закрепить ранее полученные знания, восстановить приобретенные умения и навыки в работе с бисером.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем показать различные способы плетения изученные в первый год обучения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют цветок подснежника.
8. Цветы из бисера. Василек
Цель: закрепить ранее полученные знания, восстановить приобретенные умения и навыки в работе с бисером.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем показать различные способы плетения, изученные в первый год обучения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют цветок василька.
9. Цветы из бисера. Орхидея
Цель: закрепить ранее полученные знания, восстановить приобретенные умения и навыки в работе с бисером.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем показать различные способы плетения, изученные в первый год обучения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют цветок орхидеи.
10. Деревья из бисера. Береза
Цель: закрепить ранее полученные знания, умения и навыки в работе с бисером.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем показать различные способы работы с бисером, изученные в первый год обучения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют небольшое дерево берёзу.
11. Деревья из бисера. Рябина
Цель: закрепить ранее полученные знания, умения и навыки в работе с бисером.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем показать различные способы работы с бисером изученные в первый год обучения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют небольшое дерево рябину.
12. Деревья из бисера. Елочка
Цель: закрепить ранее полученные знания, умения и навыки в работе с бисером.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем показать различные способы работы с бисером изученные в первый год обучения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют небольшую ёлочку.
13. Деревья из бисера. Веточка вербы.
Цель: закрепить ранее полученные знания, умения и навыки в работе с бисером.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем показать различные способы работы с бисером изученные в первый год обучения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют веточку вербы.
14. Панно из бисера
Цель: закрепить ранее полученные знания, умения и навыки в работе с бисером.
Теория: наглядно показать обучающимся готовое изделие и на нем показать различные способы работы с бисером изученные в первый год обучения.
Практика: обучающиеся самостоятельно выполняют небольшие веточки различных деревьев, и создать из них композицию в виде панно.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Гашицкая Р. П. Цветы из пайеток. – М. : «Мартин», 2007
2. Ликсо Н. Л.. Бисер. – Минск: Харвест,2
3. Виноградова Е. Бисер для детей : Игрушки и украшения. - М. : Изд-во Эксмо; СПб,2003г.
4. Стольная Е. А.. Цветы и деревья из бисера. М. : «Мартин»,2006
5. Котова И. Н. ,Котова А. С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие. СПб. : «МиМ», 1998 г. М.
6. Артамонова Е. В. Бисер. М. : Изд-во Эксмо,2004г.
7. Божко Л. А. «Бисер. Уроки мастерства». М., 2002г