Ольга Кулакова
Программа «Азбука экономики» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа воспитателя
МБДОУ «Д/с №185 «Юбилейный»
«Азбука экономики»
Программа «Азбука Экономики» нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.
Программа «Азбука экономики» разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Программа „Азбука экономики“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Цели программы с учётом требований ФГОС ДО:
Целью программы является возможность научить детей понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий “труд – продукт – деньги” и “стоимость продукта в зависимости от его качества”, видеть красоту человеческого творения;
- сформировать у детей авторитетные качества человека – хозяина, утратившие сегодня свою этическую и экономическую значимость: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, и, вместе с тем, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, жалость;
- показать, как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Задачи программы:
При реализации программы решаются следующие задачи:
1. Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители; знакомство с современными рыночными отношениями, дать представления о денежных средствах (с какой целью используются, какими единицами измеряются, каких достоинств монеты и купюры используются в нашей стране).
2. Формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, обогатить опыт детей по обращению с денежными средствами, развивая на этой основе вычислительные способности.
3. Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями, сформировав представлений о функциональных зависимостях между ценой, количеством товара и стоимостью покупки; между числом монет и их достоинством.
4. Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
Планируемые результаты освоения программы «Азбука экономики»
В ходе реализации задач программы предполагается, что дети приобретут:
1. необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
2. экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
3. экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).
Мониторинг усвоения экономических знаний осуществляется на основе методики А. Д. Шатовой и пособия Е. С. Дёминой «Формирование представлений о стоимости и денежных средствах у детей дошкольного возраста». Используются такие формы обследования как тесты, блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей.
Таким образом, целевые ориентиры программы «Азбука экономики» базируются на ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования:
- сформировать экономическое мышление дошкольников, которое приблизит его к реальной жизни,
- социализация ребёнка, постепенный переход с позиции «ребёнок – наблюдатель» на позицию «ребёнок – участник» в практической деятельности,
- способствовать улучшению качества подготовки детей к обучению в школе.
Перспективно-тематический план
Первый год обучения (5-6 лет)
1. Сентябрь
«От ракушек до купюр». Познакомить детей с историей возникновения денег, как способа приобретения товара. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.
Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Презентация: «От ракушек до купюр», разработала Кулакова О. В.
2. Октябрь
«Откуда на монете появился всадник. Почему копейка так называется».
Формировать у детей понятие истории возникновения «копейки», как монеты. Познакомить детей с иконой Георгия Победоносца. Расширять словарный запас детей. Способствовать развитию духовно-православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как долга. Интернет-ресурс.
3. Ноябрь
«Современные монеты России. Возникновение рубля, как денежной монеты древней России». Познакомить детей с историей возникновения «Рубля», упражнять в назывании всех монет. Формировать умение отличать монеты по их достоинству. Воспитывать уважение к российской валюте. Конспект занятия, разработала Кулакова О. В.
4. Декабрь
Практическое занятие: «Сравнение денежных средств».
Закрепить представления детей о денежных средствах (с какой целью используются, какими единицами измеряются, как определяется их достоинство). Формировать знания о том, что при сравнении денежных знаков следует обращать внимание не на их количество, а на их достоинство, упражнять детей в сравнении денежных знаков. «Формирование представлений о стоимости и денежных средствах у детей дошкольного возраста» Е. С. Дёмина
5. Январь
«Формирование основных понятий».
Познакомить детей с экономическими понятиями: «стоимость», «товар», «ценники», «услуги», «обмен», «бартер», «продажа», «спрос», «предложение». Учить различать понятия «стоимость», «цена». Бартер – это обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег. Деньги – это средство обмена. Воспитывать бережное отношение к деньгам. «Дошкольная экономика» разработана на основе программы Е. А. Курак.
6. Февраль
«Со сказочными героями в мир экономики» Помочь детям познать экономическую картину мира в ситуации адекватного возрасту общения, опираясь на имеющийся опыт детей. «Сказки по экономике» Болдина И. А.
7. Март
Практическое занятие: «Замена монет определенного достоинства монетами меньших по достоинству». Закреплять знания детей о составе числа из единиц и меньших чисел. Учить детей заменять монету одного достоинства (5, 10, 50 копеек) совокупностью монет меньших по достоинству. Формировать знания о способах замены монеты достоинством один рубль монетами достоинством 5,10, 50 копеек. «Формирование представлений о стоимости и денежных средствах у детей дошкольного возраста» Е. С. Дёмина
8. Апрель
«Кто работает с деньгами?» Закреплять знания детей о разных профессиях, в т. ч. связанных с экономикой (экономист, бухгалтер, кассир, программист, инкассатор, менеджер и т. д.).
Продолжать воспитывать рациональное отношение к деньгам, проявлять бережливость в повседневной практической деятельности, уважать результаты труда других людей. Конспект занятия, разработала Кулакова О. В.
9. Май
Тест-обследование. Определить содержание знаний и способов практической деятельности у детей в области экономики, прочность и устойчивость знаний, умение перенести их в незнакомую ситуацию; выявить уровень экономических представлений. Тесты по теме «Стоимость и денежные средства» Е. С. Дёмина
«Проблемные ситуации» Кулакова О. В.
Второй год обучения (6-7 лет)
1. Сентябрь
Экономическая викторина: «Вспомнить всё». Систематизировать знания детей, приобретенные в старшей группе по экономическому воспитанию; закрепить и уточнить знания терминов, упражнять в работе коллективно, воспитывать уважение друг к другу и интерес к экономике. Перспективно-тематический план
«Познавательное развитие»
Первый год обучения (5-6 лет)
Кулакова О. В.
2. Октябрь
«Бумажные денежные знаки России». Познакомить детей с «Купюрами» России, наминал и оформление. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением. Конспект занятия, разработала Кулакова О. В.
3. Ноябрь
Практическое занятие: «Формирование представлений о «сдаче» Формировать представления у детей о «сдаче», учить подсчитывать количество денег, подлежащих возврату покупателю при переплате за покупку. Упражнять в действиях вычитания. Учить составлять арифметические действия «вычитание» при решении соответствующих задач на стоимость, на «вычитание» по сюжету игры. «Формирование представлений о стоимости и денежных средствах у детей дошкольного возраста» Е. С. Дёмина
4. Декабрь
«Знакомство с рекламой»
Дать представление о рекламе и ее значении. Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе.
Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение. Интернет-ресурс
5. Январь
Практическое занятие: «Определение общей стоимости покупки и количества сдачи при расчете монетами, превышающими по достоинству стоимость покупки» Учить детей решать и составлять задачи в два действия: на нахождение общей стоимости покупки, и на определение количества сдачи при переплате за покупку, упражнять в вычислительной деятельности. «Формирование представлений о стоимости и денежных средствах у детей дошкольного возраста» Е. С. Дёмина
6. Февраль
«Знакомство с «Семейным бюджетом» Учить детей чувствовать стороны экономической действительности, благодаря приобщённости к повседневным делам семьи. Дать представление о понятии «семейный бюджет». Развивать умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями.
Продолжать воспитывать экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность). Конспект занятия, разработала Кулакова О. В.
7. Март
Практическое занятие: «Сложение и вычитание разных единиц стоимости (выраженных в рублях и копейках)». Учить детей решать арифметические задачи на сложение разных единиц стоимости. Познакомить с правилом сложения разных единиц стоимости – копейки с копейками, рубли с рублями, знакомить со спецификой записи арифметических действий по решению подобных задач. Упражнять детей в составлении арифметических действий на нахождение общей стоимости товара.
Учить подсчитывать количество денег подлежащих возврату покупателю при переплате за покупку в рублях и копейках. «Формирование представлений о стоимости и денежных средствах у детей дошкольного возраста» Е. С. Дёмина
8. Апрель
«Мой фирменный знак» Учить придумывать фирменный знак своего предприятия, защищать его. Закрепить знания о выпуске товара, оказание услуги, о спросе на них. Воспитывать выдержку, умение доказывать. Интернет-ресурс
9. Май
Практическое занятие:
«Поход за покупками» Закреплять умения решать арифметические задачи на нахождение неизвестных компонентов, упражнять в сложении и вычитании разных единиц стоимости, в подсчитывании количества денег подлежащих возврату покупателю при переплате за покупку в рублях и копейках, в составлении арифметических действий при решении соответствующих задач на стоимость.
«Формирование представлений о стоимости и денежных средствах у детей дошкольного возраста» Е. С. Дёмина
Социальное партнёрство с родителями:
Первый год обучения (5-6 лет)
сентябрь Круглый стол с родителями: «Вы хотите, чтобы ваш ребёнок познакомился с экономическими категориями?»
октябрь Подготовка пособия для занятий: «Индивидуальный набор монет»
ноябрь Сайт: «Мы умеем считать деньги»
декабрь Выставка: «Что могут рассказать юбилейные монеты»
январь Консультация для родителей: «Полезные советы родителям по экономическому образованию»
февраль Подборка сказок для чтения с детьми с экономическим содержанием.
апрель Экскурсии с родителями в банк, магазин, к банкомату
май Индивидуальные консультации.
Второй год обучения (6-7 лет)
ноябрь Показ постановка: «Муха-цокотуха – бизнес леди»
декабрь Конкурс рисунков: «Реклама моей любимой игрушки».
январь Консультация: «Карманные деньги: за и против»
февраль Составление семейного бюджета.
март Сайт: презентация «Экономика и я» - занятие по экономики в группе.
апрель Выставка работ детей по теме: «Мой фирменный знак»
май Индивидуальные консультации по итогам теста-опроса детей.
Приложение №1:
Мониторинг результативности:
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «СТОИМОСТЬ И ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА»
1. Тест по теме «Сравнение денежных средств»
Материал:
Карточки с изображением монет и купюр разного достоинства.
На одного ребенка предлагается от 5 до 10 разных карточек.
Тест: детям предлагается расставить знаки: больше, меньше, равно в соответствии с ответом.
Оценка: Упражнение оценивается в баллах. За каждую правильно заполненную карточку ребенок получает один балл, за неправильно заполненную карточку – 0 баллов. Таким образом, общее количество баллов зависит от количества предлагаемых карточек. В данном случае максимальное количество баллов составляет 5.
Условно выделяется три уровня усвоения представлений о сравнении денежных знаков.
Высокий – ребенок из пяти возможных баллов набирает пять баллов, их 10 возможных баллов набирает 10 баллов и т. п.
Средний – количество ошибок не превышает двух в независимости от количества используемых карточек.
Низкий – ребенок при заполнении карточек допускает более двух ошибок.
2. Тест по теме «Замена монет определенного достоинства монетами меньшего достоинства»
Материал: два набора карточек. На карточках из первого набора изображены монеты достоинством 5, 10, 50 копеек, 1,2,5, 10 рублей.
На карточках из второго набора изображены совокупности монет различного достоинства.
Тест: Детям следует соотнести карточки из первого набора (с изображением одной монеты) с карточками из второго набора (с изображением совокупности монет) в соответствии с их стоимостью.
Оценка: В данном тесте все задания можно разделить на три вида по степени сложности.
Первый вид заданий. При выполнении вычислительных действий ребенок должен руководствоваться умениями присчитывать по единице и двум единицам, знаниями состава числа из наименьших чисел в пределах первого десятка. Если при выполнении работы с этими карточками дети не допускают более 1 ошибки, они получают за работу один балл.
Второй вид заданий предполагает присчитывание по пять и десять единиц, сложение монет по 50 копеек. Если дети справляются с этими заданиями без ошибок, они получают 1 балл. Если подобных карточек более пяти, то допускается в работе одна ошибка.
Третий вид заданий. Дети складывают разные единицы стоимости. За правильный подсчет суммы денег в этом варианте карточек дети получают 1 балл. Если подобных карточек более пяти, допускается одна ошибка.
Итак, если ребенок набирает за работу 3 балла, его результат считается высоким.
Если он получает 2 балла, его результата считается выше среднего.
Если ребенок получает один балл, его результат считается средним.
Если ребенок набирает менее одного балла, его результат считается низким.
3. Тест по теме «Поиск способов расчета за покупку стоимость, которой не соответствует достоинству существующих монет»
Материал: наборы картинок с товаром стоимостью 7, 9, 11, 15, 17, 19 рублей. Наборы монет: пять монет по одному рублю, пять монет по два рубля, пять монет по 5 рублей, пять монет по 10 рублей.
Тест: Педагог поочередно предлагает детям картинки, на которых изображен товар разной стоимости. Дети должны выложить на столе разные варианты расчета за товар вначале стоимостью 7 (или 9) рублей, затем разные варианты расчета за товар стоимостью 15 (или 17) рублей, затем варианты расчета за товар стоимостью 19 рублей.
Во время работы детей педагог может побуждать детей к поиску еще не обозначенных вариантов, оказывать моральную поддержку, но не должен подсказывать детям, оказывать непосредственную помощь в поиске разных вариантов.
Оценка:
Низкий уровень усвоения материала – ребенок находит не более одного способа расчета за покупку.
Средний уровень – ребенок находит 2 –3 способа расчета за покупку.
Высокий уровень – ребенок находит от 4-х и более способов расчета за покупку.
4. Тест по теме «Формирование представлений о «сдаче»
Материал: набор картинок с изображением товара стоимостью от 1 до 9 рублей. Всего на каждого ребенка дается по 9 картинок.
Тест: Первая часть упражнения. Педагог предлагает детям четыре картинки с изображением товара стоимостью от 1 до 4 рублей.
- Представьте, что вы продавцы в магазине. К вам поочередно приходят покупатели и покупают по одному товару, изображенному на карточках. При этом покупатели все рассчитываются монетой достоинством 5 рублей. Сколько вы должны сдать сдачи за эти покупки? У вас на столе находятся наборы монет. Выложите на каждую карточку те монеты, которыми вы сдадите сдачу покупателю за покупку. Например, колокольчик стоит один рубль. Если покупатель рассчитался за него монетой достоинством 5 рублей, следовательно, сколько рублей он получит сдачи? (Четыре рубля).
При помощи каких монет можно набрать четыре рубля? (При помощи двух монет по два рубля или четырех монет по одному рублю). Выложите на карточку с колокольчиком две монеты по два рубля или четыре монеты по одному рублю.
Педагог подчеркивает, что при выполнении данного задания не нужно представлять разных вариантов расчета с покупателем, достаточно использовать только один способ расчета.
Дальше дети самостоятельно выполняют задание.
Вторая часть упражнения. Педагог раздает детям карточки с изображением товара стоимостью от 1 до 9 рублей.
«Вы по-прежнему продавцы магазина, но теперь покупатели рассчитываются за товар монетой стоимостью 10 рублей. Вам нужно определить количество сдачи с десятирублевой монеты и выложить ее при помощи различных монет на карточку с товаром.
Оценка: За каждое отдельное задание, правильно выполненное по одной карточке, ребенок получает один балл. Следовательно, максимальное количество баллов составляет число 13.
Если ребенок набрал 12-13 баллов, его результат оценивается как высокий.
Если ребенок набрал 8-11 баллов, его результат оценивается как средний.
Если ребенок набрал менее 8 баллов, его результат оценивается как низкий.
5. Тест по теме «Определение общей стоимости покупки и количества сдачи при расчете монетами, превышающими по достоинству стоимость покупки»
Материал: По пять карточек на ребенка.
Карточка состоит из двух столбцов. В первом столбце зарисованы два предмета с указанием цены каждого из них в отдельности. Ниже зарисована монета на одних карточках достоинством 5, на других 10 рублей. Второй столбец на карточке чистый. Кроме того, на каждого ребенка предлагаются наборы монет разного достоинства и наборы цифр и знаков для выкладывания арифметических действий.
Задание к упражнению. Педагог объясняет детям, что на карточках изображены по два предмета с указанием стоимости каждого из них в отдельности, – это товар который приобрел покупатель. Внизу карточки зарисована монета определенного достоинства, – это монета, которой рассчитался покупатель за покупку. Нужно определить, сколько сдачи получит покупатель. Во втором столбце карточки нужно выложить арифметические выражения по решению задачи.
Оценка: За каждую правильно заполненную карточку без помощи педагога ребенок получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов составляет число 5.
Если ребенок набрал 5 баллов, это оценивается как высокий результат.
3-4 балла – средний результат.
Менее 3 баллов низкий результат усвоения знаний.
Приложение №2:
Занятие для детей старшей группы
«Знакомство с правилами сравнения денежных средств».
Цель:
- закрепить представления детей о денежных средствах.
- формировать знания о том, что при сравнении денежных знаков следует обращать внимание не на их количество, а на их достоинство, упражнять детей в сравнении денежных знаков.
Материал: Наборы монет.
Ход занятия:
Игра: «Мешочек с сокровищами»
Детям предлагается по очереди доставать монеты из мешка и рассказывать, что у них, обращая внимание на название монеты и её достоинство.
Вопросы:
С какой целью используются деньги? (Для того, чтобы купить товар).
Как определить, каково достоинство той или иной монеты или купюры? (Достоинство монет и купюр указано на них цифрой и надписью (копейки, рубли).
Вспомните, как называется самая малая денежная единица, принятая в нашей стране? (Копейка).
Как происходит купля-продажа товара? (Происходит обмен товара на деньги в соответствии с его стоимостью. Покупатель берет товар и отдает продавцу за него сумму денег, равную стоимости товара).
Работа на магнитной доске:
с левой стороны выкладывается три монеты (картинки большего размера) достоинством в одну копейку каждая.
Сколько монет я положила с левой части доски? (Три монеты).
С правой части доски помещается монета достоинством в 5 копеек.
Сколько монет я положила с правой части доски? (Одну монету).
Каким достоинством монеты лежат в левой части доски? (Одна копейка).
Каково достоинство монеты расположенной в правой части доски? (Пять копеек).
Каких монет больше, достоинством в одну копейку или в пять копеек? (В одну копейку монет больше, чем в пять копеек, так как по одной копейке выложено три монеты, а по пять копеек - одна монета).
А теперь сравните стоимость монет, лежащих с левой стороны доски со стоимостью монеты лежащей с правой части доски. (Стоимость одной монеты по пять копеек больше, чем стоимость трех монет по одной копейке, так как в сумме они образуют три копейки. Три копейки меньше, чем пять копеек).
Следовательно, при сравнении денежных средств следует обращать внимание не на количество монет, а на стоимость каждой монеты.
Индивидуальная работа детей с наборами монет:
1. выложите перед собой на столе одну монету достоинством 5 копеек, и одну монету достоинством десять копеек.
Что можно сказать о количестве монет достоинством пять копеек по сравнению с количеством монет достоинством 10 копеек? (Монет по пять копеек столько же, сколько и монет по 10 копеек).
Одинакова ли стоимость этих монет? (Стоимость монеты 10 копеек больше чем стоимость монеты 5 копеек).
Что нужно сделать, чтобы уровнять стоимость этих монет? (Взять еще одну монету достоинством в 5 копеек. Две монеты по пять копеек будут равны по стоимости монете в 10 копеек).
2. выложите на столе слева три монеты по 10 копеек каждая.
Выложите на столе справа одну монету 50 копеек.
Каких монет больше, по 10 копеек или по 50 копеек? (Монет по 10 копеек больше чем монет по 50 копеек, их три, а по 50 копеек всего одна монета). Означает ли это, что стоимость трех монет по 10 копеек больше стоимости одной монеты по 50 копеек? (Нет, стоимость одной монеты по 50 копеек больше, так как три монеты по 10 копеек в общей сумме составляют 30 копеек, а 30 копеек меньше чем 50 копеек).
3. Выложите с левой части доски монету достоинством одна копейка, а в правой части доски одну монету достоинством один рубль.
Одинакова ли стоимость этих монет? (Стоимость монеты один рубль больше чем стоимость монеты одна копейка потому, что в одном рубле содержится 100 копеек).
4. выложить перед собой на столе одну монету в один рубль и одну монету в 50 копеек.
Стоимость какой из этих монет больше, рубля или 50 копеек? (Стоимость рубля больше, так как в одном рубле 100 копеек, а 100 копеек больше чем 50 копеек).
5. найдите в своих наборах две монеты по 5 рублей каждая и положите их с левой части стола. С правой части стола положите монету в 10 рублей. Определите, стоимость каких монет больше, одной монеты в 10 рублей или двух монет по пять рублей каждая. (Стоимость этих монет одинакова, так как две монеты по пять рублей каждая в сумме равны 10 рублям).
6. с левой части стола выложите три монеты достоинством по два рубля каждая. С правой части стола выложите одну монету в 5 рублей. Каких монет больше, по 5 рублей или по два рубля? (Монет по два рубля больше, чем по 5 рублей).
Стоимость каких монет больше, трех монет по два рубля каждая или одной монеты по пять рублей? (Стоимость трех монет по два рубля больше, чем стоимость одной монеты по пять рублей, так как три монеты по два рубля каждая в сумме образуют 6 рублей, а 6 рублей больше чем 5 рублей).
Таким образом, на что следует обращать внимание при сравнении денежных средств? (На число указанное на монете, на единицы измерения денежных средств – копейки, рубли. Эти символы указывают на стоимость денежных средств).