Елена Ануфриева
Воспитание мужественности и женственности в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является первой ступенью образовательной системы в России. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования сегодня особенно актуален выбор современной российской педагогикой пути гуманизации воспитания и образования, борьбы за возвращение в воспитательную и образовательную деятельность истинного понимания мужественности и женственности.
Публикация «Воспитание мужественности и женственности в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Цель – сформировать в ребенке будущего мужчину, мужа, отца, будущую женщину, жену, мать – одна из главных в воспитании. Долгое время, особенно в советский период, в отечественной педагогике культивировалась бесполость воспитания.
В исследованиях Т. В. Бендас, О. А. Ворониной, С. В. Глебова, Н. С. Григорьева, А. А. Денисовой, А. В. Дресвягина, В. Д. Еремеева, И. С. Клециной, Я. Л. Коломинского, И. С. Кон, Л. Г. Луняковой, Л. В. Поповой, Н. Л. Пушкаревой, Т. П. Хризман, Л. В. Штылевой и др. подчеркивается, что при формировании личности необходимо учитывать специфику пола, познавательной деятельности, эмоциональной сферы и типов социального поведения мальчиков и девочек.
Мальчики должны быть мужественными, смелыми, решительными, ответственными, устойчивыми в эмоциональном плане, по-рыцарски относиться к представительницам женского пола.
Девочки в свою очередь должны быть заботливыми, нежными, скромными, терпимыми, уметь мирно разрешить конфликт. В период интенсивного физического роста и развития психических процессов дети должны четко осознавать свою половую принадлежность.
И. С. Кон считает, что универсальным фактором половой социализации является общество сверстников как своего, так и противоположного пола.
Я считаю, что дошкольный возраст играет важную роль в социализации детей. Социальное поведение предполагает глубокое усвоение ребенком образцов правильного адекватного поведения, норм, ценностей, позволяющих ему быть полноценным членом общества.
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одним из видов детской деятельности. Именно в ней происходит усвоение детьми правил поведения с учетом гендерного фактора. Старшие дошкольники выбирают ту сюжетно-ролевую игру, которая помогает им определиться со своей полоролевой ориентировкой. Поэтому я и выбрала данную тему.
Импульсивная деятельность, когда ребенок не осознает своей половой принадлежности, постепенно меняется к опосредованной, осознанной деятельности. Мальчики и девочки понимают и принимают социальные роли, связанные с адаптированным к данной ситуации поведением. Дети в сюжетно-ролевых играх могут дать оценку хорошим и плохим поступкам, понимают нравственные нормы добра и зла.
Социальное поведение старших дошкольников отличается возможностью развития способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним, способности самоопределения, самоактуализации. Всё это представлено навыками культурного поведения, специфическими знаниями (индивидуальным опытом познания окружающего мира, ролевым поведением, его социальной компетентностью. Социальные роли детей подчинены правилам, изменяющимся в зависимости от ситуации. Следовательно, социальное поведение мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста должно быть инициативно, гибко, адаптировано к необходимой ситуации, самостоятельно и независимо. При изменении одного компонента меняется вся составляющая.
Процесс социального поведения детей старшего дошкольного возраста включает социальное самосознание: видовой (ребенок – человек, родовой (ребенок – член семьи, половой (ребенок – носитель половой сущности).
Таким образом, воспитание мужественности и женственности у детей дошкольного возраста включает несколько компонентов:
- мотивационный (проявления доброты, заботы, помощи, внимания, милосердия);
- когнитивный (познание другого человека – взрослого, сверстника – и способность понять его интересы и потребности, заметить изменение настроения, эмоционального состояния и др.);
- поведенческий (связан с выбором подходящих для ситуации способов общения и образцов поведения).
По мнению Н. И. Абубакировой, «гендер»- социокультурное происхождение различий мужчин и женщин. А. А. Чекалина рассматривает, «гендер» как социально-психологический пол человека, включающий в себя характеристику и особенности личности индивида в социуме, проявляющиеся в общении и взаимодействии.
К старшему дошкольному возрасту, ребенок осознает свою половую принадлежность, проявляет интерес и стили поведения к различным играм и партнерам в них.
Гендерное поведение дошкольников отличается когнитивностью (ребенок относит себя к определенному полу); эмоциональностью (проявляет полоролевые предпочтения, высказывает свои интересы, представляет ценностные ориентации, реагирует на оценку, проявляет эмоции, связанные с формированием черт маскулинности и феминности); поведенческим аспектом – как ребенок усваивает модель поведения типичную для пола.
Педагоги и родители должны понимать своего ребенка, помогая раскрыть его гендерные возможности. В период пребывания в дошкольном учреждении дети подвергаются исключительно женскому вниманию. Воспитатели не идентифицируют гендерный образ ребенка с определенной социальной ролью. Нужно полоориентированное обращение к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.
В связи с этим важной задачей является повышение квалификации воспитателей ДОУ по осуществлению дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности.
В дошкольном возрасте гендерная принадлежность особенно интенсивно формируется в игровой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. В результате этого дошкольники могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки».
При этом дети большое внимание обращают на особенности поведения, соответствующие его полу и не проявляют интереса к неуместному для его пола поведению.
Следовательно, воспитание старших дошкольников с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми он постоянно сталкивается в семье. Поэтому, в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой детей, педагог должен создавать ситуации, направленные на проявление у мальчиков и девочек тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Таким образом, на основании изученных исследований, раскрывающих сущность и содержание социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, мы разработали методические рекомендации педагогам ДОУ по формированию гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Педагогам необходимо провести беседу со старшими дошкольниками с целью выявления представлений у них о роли занятости мужчины и женщины в семье, определения знаний о различиях мальчиков и девочек, культуре их поведения. Результаты беседы должны стать основой для разработки плана дальнейших действий воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, тактики подбора комплекса необходимых сюжетно-ролевых игр с учетом гендерных особенностей.
Педагоги должны провести наблюдение за самостоятельно организованными сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников с целью выявления у каждого ребенка, принимающего участие в игре, его социальной роли.
Для составления подробного социального портрета каждого ребенка необходимо провести анкетирование с родителями. Вопросы анкеты должны быть подробно разработанными, понятными и читаемыми. Следовательно, всё это должно служить отправной точкой для комплекса деятельности, развивающей у ребенка самосознание своей социальной роли, учитывая гендерную принадлежность.
При подборе сюжетно-ролевых игр с гендерным фактором необходимо развивать у старших дошкольников сознание того, что он принадлежит к определенному полу, ему присущи именно те черты поведения, которые и составляют его социальный портрет.
Воспитатели не должны навязывать детям игры, в которых нечетко определены мужские и женские роли. При выборе данных игр необходимо помнить, что мальчики предпочитают игры военного направления, строительные и игры, связанные с получением ими определенных трудовых навыков. Девочки старательно копируют взаимоотношения в семьях и им интересно проигрывание чувств и эмоций, а не действий, как у мальчиков.
Работа по формированию социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре должна продолжаться в течение длительного времени, так как гендерный аспект, по мнению Н. И. Абубакировой, А. Д. Глафировой и др., усваивается достаточно тяжело.
Воспитателям рекомендуется провести комплекс мероприятий по педагогическому просвещению родителей, связанных с полоролевой ориентацией. Таким образом, только совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей может дать эффективный результат и помочь мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста твердо усвоить свою социальную роль.