Оксана Листопад
Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ методом использования тренинга
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях постоянных изменений, происходящих в сфере дошкольного образования, особую актуальность приобретает эффективность профессиональной деятельности воспитателей. Для обеспечения и поддержания высокого уровня деятельности педагогического персонала в дошкольных учреждениях необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ методом использования тренинга» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. В системе образования приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Вместе с увеличением нагрузки на педагога, растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».
Эмоционально «выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью, агрессивностью и категоричностью суждений. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. При этом педагог становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от которого зависят его профессиональные успехи и психологическое здоровье. Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы и продлить срок своей успешной профессиональной деятельности.
В связи с актуальностью темы сохранения психологического здоровья педагогов дошкольного учреждения, мною был разработан конспект профилактического тренинга с педагогами ДОУ для использования в работе педагогов-психологов. Тренинг рекомендуется проводить в середине учебного года, когда нагрузка на педагогов значительно возрастает, а энергетический потенциал падает.
Цель тренинга : повышение психологической компетентности, формирование профессионального самосознания педагогов.
Задачи:
1. Формировать профессионально значимые качества : рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению; 2. Развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми); 3. Развивать эмоциональную устойчивость и гибкость; 4. При помощи упражнений помочь осознать личностные и профессиональные ресурсы, способствующие улучшению эмоционального самочувствия педагогов, снятию напряжения и чувства дискомфорта.
I Вводная часть: лекция «Проблема эмоционального выгорания
педагогов»
II. Практическая часть
1. Упражнение «Динамическая диагностика эмоционального состояния»
Цель: научить педагогов выявлять и осознавать своё эмоциональное состояния; сплочение коллектива; подготовка педагогов к совместной работе.
Все участники тренинга встают в круг. Педагогам предлагается поделиться своим эмоциональным состоянием. Тренер берёт мяч и говорит своё эмоциональное состояние в данный момент. Далее мяч передаётся по кругу, возвращаясь к тренеру. Рефлексия упражнения.
2. Упражнение «Грецкий орех» Цель: осознание каждым педагогом своей индивидуальности. Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех. После того как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Рефлексия упражнения.
3. Упражнение «Я- подарок» Цель: осознание каждым педагогом своей индивидуальности.
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим «Я- подарок». Нужно наполнить данную фразу своим содержанием. «Какой Вы подарок?», «Для кого Вы подарок?» Рефлексия упражнения.
4. Упражнение «Лестница» Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. Рефлексия упражнения.
5. Упражнение «Распредели по порядку» Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего " Я". Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень: - дети - работа- муж (жена)- Я- друзья, - родственники Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня : 1. Я 2. Муж (жена) 3. Дети 4. Работа 5. Друзья, родственники. Рефлексия упражнения.
6. Упражнение «Порой я балую себя» Цель: познакомить педагогов с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.
Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер.
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что то приятное себе. По итогам обсуждения, тренер предлагает участникам прослушать рекомендации М. Берки- Ален по профилактике эмоционального выгорания.
7. Упражнение «Война и мир»
Каждому участнику предлагается чистый лист бумаги.
- Представьте себе, что это не лист бумаги, а кто- то с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете. Теперь у Вас появится возможность в течение трёх секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним всё, что он заслуживает.
После того как время истекло, просим участником спокойно подышать, расслабиться, успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагается сформулировать те эмоции, которые они испытывают в данный момент. - Итак, пар выпущен, возмездие свершилось. Вот Вам новый лист бумаги. На столе вы найдёте карандаши, ножницы, краски, клей. У Вас есть ровно десять минут, чтобы помириться со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сам: Это может быть стих, примирительная речь, рисунок… В своей работе вы можете использовать то, что осталось от первого листа, что будет символизировать новые отношения. Через десять минут нужно будет представить свой «примирительный подарок». Даётся время на изготовление «подарка» и его презентацию. Когда все подарки вручены, обращаем внимание участников на те чувства, которые испытывает сейчас каждый из них. Подчёркиваем, что для «войны» нам достаточно трёх секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру- в сотни раз больше времени.
8. Упражнение " Источник"
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст: "Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется" По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.
9. Рекомендации. Тренер раздаёт участникам рекомендации по профилактике и устранению профессионального "выгорания".
10. Подведение итогов. Рефлексия.
Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.