Ольга Бузмакова
Профилактика трудностей в обучении детей с общим недоразвитием речи в условиях компенсирующей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика трудностей в обучении детей с общим недоразвитием речи в условиях компенсирующей группы детского сада.
Бузмакова Ольга Николаевна
учитель-логопед МБДОУ №4,
высшая квалификационная категория г. Ковров 2024
В соответствии с ФГОСТ, на этапе завершения дошкольного и коррекционного образования, ребенок выпускается с хорошим владением устной речью и сложившимися предпосылками грамотности.
Публикация «Профилактика трудностей в обучении детей с общим недоразвитием речи в условиях компенсирующей группы детского сада» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте, наблюдалось снижение уровня развития зрительного восприятия и сенсомоторной координации у детей с ОНР. Несформированность зрительно- пространственного восприятия приводит к затруднению запоминания образа букв, делается много ошибок при написании слов.
Изучение специальной литературы подтвердило наблюдаемые закономерности. У детей с общим недоразвитием речи не сформировано зрительно-пространственное восприятие. Поскольку его формирование предшествует процессу обучения грамоте, то и обучение чтению и письму проходит эффективнее, если предварительная работа спланирована и проведена правильно. В «Программе обучения детей с ОНР в условиях специального детского сада» нет раздела по формированию зрительно-пространственного восприятия, поэтому вижу решение этой проблемы в создании системы коррекционно-развивающих игр и упражнений.
Разработанная система коррекционно-развивающих игр и упражнений – это новая технология в подходе к решению проблемы профилактики трудностей в обучении детей с ОНР. Изменение содержания занятий и обогащение программного материала дидактическими играми и упражнениями, позволило решить задачу по формированию у детей зрительно-пространственного восприятия.
Одним из важнейших условий решения задач является организация развивающей предметной среды, позволяющей развивать самостоятельную деятельность детей.
В кабинете логопеда имеется картотека игр для развития и расширения словаря, развития грамматического строя речи, формирования связной речи. Пособия и игры на совершенствование пространственного мышления у детей. Богатый картинный материал, магнитная доска и игры для подготовки детей к обучению грамоте.
Систематизация игр и упражнений по
формированию зрительного образа буквы детей с ОВЗ.
Пед. пр. Название игры Описание игры
Практич еский 1.«Выложи букву из палочек, природного материала» Ребенку предлагается выложить буквы из палочек или природного материала самостоятельно и по образцу.
2,«Выложи букву из мозаики» Ребенку предлагается выложить буквы из мозаики по образцу.
3.«Сделай букву из бумаги» Дети вырезают буквы из бумаги, делают их с помощью оригами, из скрученных из бумаги палочек.
4. Лепка букв из пластилина Ребенку предлагается слепить буквы из пластилина самостоятельно и по образцу.
5. Ниткография Дети выкладывают буквы из ниток на бархатной бумаге по образцу и самостоятельно.
б. Рисование букв в воздухе Перед написанием буквы, детям предлагается написать ее пальчиком в воздухе.
7.«Угадай на ощупь» В мешочке находятся объемные буквы, ребенок на ощупь определяет букву.
8. Узнавание буквы через письмо на спине ребенка Логопед пишет буквы на спине у ребенка, а ребенок отгадывает их, затем дети пишут буквы на спине друг у друга.
Игровой 9. «Найди правильную букву» Ребенку предлагаются «зеркально» написанные буквы, и буквы с недостающими или лишними элементами, а он находит только правильные.
10. «На что похожа эта буква?» Детям предлагается буква, а они придумывают, на что она похожа.
11.«Зачеркни неправильную букву» Ребенку предлагаются «зеркально» написанные буквы, и буквы с недостающими или лишними элементами, а он оставляет только правильные, а неправильные зачеркивает.
12.«Сложи букву» Ребенку предлагаются буквы, разрезанные на несколько частей и он их собирает.
13. «Обведи букву по пунктирам» Ребенок обводит буквы, нарисованные пунктиром.
14.«Допиши букву» Ребенок дорисовывает недостающие элементы у букв.
15.«Узор из букв» Ребенку предлагается карточка с буквами, наложенными друг на друга, а он узнает буквы и называет их.
16. «Буквы рассыпались» Ребенку предлагаются буквы, разрезанные на несколько частей и он их собирает
17. «Буквы под дождем» Детям предлагается картинка с «зашумленными» буквами, а они узнают буквы и называют их.
18. «Заштрихуй буквы» Ребенку предлагаются контуры букв, а он их штрихует разными способами.
19.«Обведи похожие элементы у букв» Ребенку предлагается карточка с буквами схожими в написании, а он обводит похожие элементы у этих букв, а затем называет их.
Игры для развития зрительной и сенсомоторной координации.
1. «Какая фигура лишняя?»
2. «Какой гриб спрятался на картинке?»
3. «От какого куста ягод тень?»
4. «Найди и сосчитай всех домашних животных среди диких»
5. «Рисунок под дождем»
6. «Что забыл нарисовать художник?»
7. «Что перепутано?»
8. «Гость покажись!»
9. «Дорисуй предмет»
1. Какая фигура лишняя?
2 «Какой гриб спрятался на картинке?»
3.«От какого куста ягод тень?»
4.«Найди и сосчитай всех домашних животных среди диких»
5.«Рисунок под дождем»
6.«Что забыл нарисовать художник?
7.«Что перепутано?»
8.«Гость покажись!»
9.«Дорисуй предмет»