Получи документы

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Титкова Анастасия Петровна
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Речевые нарушения – это расстройства или отклонения от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Также различают понятие «недоразвитие речи». При нём отмечается качественно более низкий уровень сформированности определённой речевой функции или речевой системы в целом.

Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей и подростков носит глобальный характер, т. к. по данным мировой статистики, количество нарушений речи возрастает. Ранний возраст – это начало формирования характера и личностных особенностей ребёнка. Немалую роль в становлении личности играет речь. Речь – это сложная функция, её развитие зависит от многих факторов.

Шестилетний ребёнок обычно может пересказать прочитанный ему текст и объяснить его смысл, вести диалог, составить рассказ по картине. Огромную роль в данном играет влияние окружающих его взрослых. Зачастую, дети точно воспроизводят не только то, ЧТО мы говорим, но и КАК мы говорим. Поэтому требуется давать детям правильные образцы для подражания, чтобы в их речи не было наших дефектов.

В процессе становления речи ребёнок проходит через так называемые физиологические запинки, и это может проявляться в прерывистости речевого потока, произношении слов в период вдоха и многократном повторении слогов и слов. Данные явления, так же как и нарушение звукопроизношения, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата. Обычно они исчезают к 4 или 5 годам. Однако, физиологические запинки могут перейти и в настоящую речевую патологию, если в это время ребёнка будет окружать напряжённая психологическая семейная обстановка или его речевое воспитание будет неправильным. Специалисты не рекомендуют наказывать детей за погрешности в речи и передразнивать или раздражённо их поправлять. Предлагается исправлять ошибки в речи спокойно и давать правильный образец.

Становлению нормальной речи способствует разучивание с ребёнком коротких ритмичных стихов и пение, сопровождаемое движениями в определённом темпе. Приучайте ребёнка говорить с умеренной скоростью. Разговаривайте с ним спокойным тоном, чётко произносите слова и договаривайте, а не «глотайте» окончания. Также произносите новые для ребёнка слова чётко и медленно. Используйте приём: показ – образец, совместное произношение по слогам 3-4 раза, самостоятельное произношение слова ребёнком. Заучивать сложные по слоговой структуре слова также не рекомендуется.

Мелкая моторика – это тонкие движения пальцев рук. Установлено, что степень сформированности тонких движений пальцев рук и уровень речевого развития взаимосвязаны. Если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то и развитие речи отстаёт. Развитие мелкой моторики также оказывает благотворное влияние на формирование других психических функций: внимания, памяти и мышления. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста.

Работа по совершенствованию мелкой моторики необходима также и для подготовки руки к письму. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. Такую работу необходимо проводить регулярно и уделять ей по 10 – 15 минут ежедневно. Чем больше и разнообразней работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения. Рисование орнаментов, раскрашивание цветными карандашами, поделки из бумаги, ткани, картона, лепка из пластилина, мозаика, конструктор – всё это хорошо тренирует тонкие движения кисти. Также можно предложить следующие игры: 1. «Узнай, кто я» - определить по точкам кто или что нарисовано. 2. «Дорисуй начатые узоры». 3. «Изобрази животное пальчиками» - например, зайчик, коза, собака и т. д. 4. «Колодцы» - выкладывание спичек друг на друга. «Веер» - спички устанавливаются между пальцами. «Герои королевства» - на основе геометрических фигур выложить образ.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2025 в 11:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Титкова Анастасия Петровна (УИ 703893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД