Ольга Кузнецова
Практикум для педагогов по профилактике психоэмоционального напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №56 «Крепыш» г. Альметьевска
Занятие на тему
«Профилактика психоэмоционального напряжения педагогов ДОУ»
Цель: улучшение эмоционального состояния педагогов. Восстановление психического равновесия. Снятие нервного напряжения.
Задачи:1. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;
Публикация «Практикум для педагогов по профилактике психоэмоционального напряжения» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
2. Дать возможность применить полученные знания на практике.
Составила:
Педагог-психолог
Кузнецова Ольга Владимировна.
Г. Альметьевск. РТ,2015г.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
- Здравствуйте! Сегодня мы проведем наше занятие с элементами тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Он предусматривает то, что присутствующие имеют возможность поделиться и обменяться между собой знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики напряжения и переутомления. Темой нашего занятия является «Профилактика психоэмоционального напряжения» (слайд №1 тема, цель занятия)
Для того, чтобы нам полностью погрузиться в занятие, нам необходимо снять напряжение.
И первое упражнение направлено на сплочение коллектива (всем участникам раздаются листочки на которых они пишут свое имя и ассоциация к имени с определением качеств характера)
Упражнение «Имя – ассоциации»
Цель : развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.
Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой. Например : Женя – жизнерадостная, Лена – ласковая и т. д.
Упражнение «Сбор по голосам»
Описание упражнения: ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.) – по 2-3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».
Цель :. Тренировка внимательности, избирательности социального восприятия.
Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.
Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды. (см. слайд №2 показ фигур)
• квадрат;
• треугольник;
• круг;
• ромб;
• угол;
• букву;
• косяк птиц.
ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
Психолог :В последнее время проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: Выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуя творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться не профессионалом; страх перед контролем. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания». (слайд №2 Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключений эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание : высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживать, сочувствовать, нести ответственность за жизнь и здоровье детей.)
Диагностика эмоционального состояния (автор Люшер) (слайд№2 результаты диагностики)
Цель: определение эмоционального состояния.
Психолог : следующее упражнение поможет вам,немного разобраться в себе, задуматься над тем, какое место в вашей жизни занимает работа, личная жизнь.
Упражнение «Лестница» цель : осознание себя как личности, находящееся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Что мешает находиться наверху:
- Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?
Обсуждение по кругу.
Психолог : профессия педагог- одна из самых энергоемких профессий. В этой профессии педагог отдает очень много энергии, которой необходимо восполняться, к тому же педагогический коллектив как правило однополый, а это дополнительный источник конфликтов.
Упражнение «Волшебный магазин».
Цель : умение договариваться и идти на компромисс.
Каждый участник выставляет на продажу свой товар (качество характера, которым он может поделиться, а взамен заказать себе что-нибудь другое. Например : меняю 500граммов уравновешенности на 100 граммов общительности. Если у кого-то из присутствующих есть желание отдать 100 граммов своей общительности и получить за это 500 граммов моей уравновешенности, то это значит, что сделка состоялась. Если ваш товар не продается, то Вам необходимо сделать рекламу, предлагаемому качеству (чем оно замечательно, полезно, в чем может помочь). Важно, чтобы каждый участник предложил свой товар.
Обсуждение:
- какие чувства вызвало у вас это упражнение? (часто это ощущение потерянности в момент, когда не находится человек, который мог бы совершить с вами обмен, и чувство поддержки, теплоты, исходящей от группы в конце упражнения)
Психолог : теперь Вы знаете, какие у Вас есть качества, которые помогают вам в профессии и, которыми Вы можете поделиться. Вы осознаете, чего Вам не хватает и понимаете, что над этим нужно и можно работать.
Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникнуть в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагогов, но и детей. Мы заем, что существует много способов снятия стресса (слайд №3 способы саморегуляции)
Со всеми этими способами мы так или иначе знакомы, слышали, пробовали, но самое главное КАК человек их воспринимает, через какие каналы (зрительное восприятие, тактильное восприятие, слуховое восприятие (см. слайд №4 «Способы наилучшего восприятия информации»). Для того чтобы нам понять кто как лучше воспринимает, необходимо проделать несколько упражнений.
Упражнение «Я дерево», «Сжать лимон», «Сломанная игрушка» и т. Цель : упражнения направленные снятие мышечного напряжения.
Участники встают в круг и по команде психолога делают определенные действия.
Упражнение «Передышка». Цель : регуляция дыхания. (музык. сопровождение)
Обычно, когда мы бываем чем – то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течении 1 минуты дышите медленно, спокойно и глубоко
Упражнение «Дождик» Цель: снятие мышечных зажимов.
Участники встают в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями участники имитируют капли начинающегося дождя. Капли падают чаще. Дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Упражнение «Визуальная релаксация»
Цель : снятие напряжения, через визуализацию образов.
(см. видеоролик "Расслабление")
Обсуждение.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цель : установление обратной связи.
Как прошло занятие, что было для вас самым трудным (неприятным, что больше всего понравилось (запомнилось? Начните со слов, «Мне сегодня…»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.