МААМ-картинки

Программа тренинга по профилактике психоэмоционального напряжения педагогов

Евгения Дашкина
Программа тренинга по профилактике психоэмоционального напряжения педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

«Способы регуляции эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях"

Современные условия жизни, плохая экология, изменчивость требований, внедрение новых Федеральных государственных стандартов, темп и ритм профессиональной педагогической деятельности, огромное количество информации выражается в усталости как физической, так и эмоциональной, что не лучшим образом складывается на здоровье педагога. Все чаще приходится сталкиваться с проявлением психологического дискомфорта, последствия которого крайне негативно сказываются на здоровье. Это различные фобии, страхи, тревожность, повышенная агрессивность, переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда человек, получивший психологический стресс, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения). Находясь в состоянии психологического дискомфорта, педагоги испытывают эмоциональное напряжение, что в свою очередь, приводит к развитию стресса. В связи с этим полезно научить педагогов снимать повышенное психоэмоциональное напряжение, т. е. научить регулировать (восстанавливать) нормальное эмоциональное состояние. Итак, тренинг направлен на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов. Если стресса не избежать, то можно избежать его деструктивных последствий и сберечь свое здоровье.

Публикация «Программа тренинга по профилактике психоэмоционального напряжения педагогов» размещена в разделах

Цель тренинга – снижение эмоционального напряжения, обучение способам релаксации.

Для достижения данной цели, в ходе тренинга должны быть решены следующие задачи:

• Сформировать представление о теоретических основах стресса и стрессового состояния;

• Научить определять (осознавать) состояние эмоционального напряжения (стресса);

• Освоить элементы техники релаксации, саморегуляции и способы восстановления работоспособности.

В тренинге участники :

проясняют свои личные особенности восприятия, эмоционального реагирования и оценки событий в ситуациях различной интенсивности раздражающего фактора;

получают необходимую теоретическую информацию (стресс, стрессовые ситуации, этапы стресса, виды стресса, влияние стресса на здоровье);

знакомятся с техниками работы с телом в условиях стресса (техники релаксации) и дыхательными техниками;

учатся выстраивать свое личное пространство в общении с людьми.

Структура программы тренинга.

1. Организационный блок. Приветствие. Знакомство с целями и задачами тренинга, определение ожиданий каждого педагога. Самооценка - самодиагностика своего стрессового состояния. Позволяет понять свой собственный уровень стресса на сегодняшний день или момент времени. Осознать что для него стресс, прочувствовать на себе и понять что для него отсутствие стресса (0 градусов, то есть полное отсутствие напряжения и какие ощущения или ситуация возникают на 100 градусах по шкале стресса характеризующее максимальное напряжение. Т. е. что бы понять, где ты сейчас нужно (окунуться) побывать на разных полюсах. Цель: проанализировать эффект упражнения.

1. Информационный блок. Позволяет рассмотреть основные теории стресса и стрессовых ситуаций, факторах возникновения психологического и профессионального стресса механизмах регуляции, путей и способов профилактики развития стресса и о способах снижения эмоционального напряжения. Цель: сформировать представление о теоретических основах стресса.

2. Практическая блок. Предполагает отработку навыков регуляции при помощи здоровьесберегающих технологий, а именно дыхательное упражнение «Шивасана» которое помогает нормализовать дыхательную функцию работы организма, расслабляющее упражнение «Белое облако» способствует расслаблению и освобождению от негативных мыслей, следом идет упражнение «Звуковая гимнастика» с целью укрепления духа и тела и в заключение, видео аффермация «Позитивный настрой» которая помогает настроиться на положительные перемены в жизни. Цель: проанализировать влияние на самочувствие дыхательных упражнений и расслабляющих техник.

Заключительный блок. Рефлексия.

Проанализировать эффект тренинга в целом.

Конспект тренинга «Способы регуляции эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях».

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас на сегодняшней встрече посвящен- ной празднованию Всемирного дня психического здоровья. Мы собрались с вами, чтобы познакомиться более подробно с темой стресса, о влияние стрессовых факторов на работу организма, о его отрицательных последствиях, а так же о положительном влиянии стрессовых ситуаций на эффективность и качество профессиональной жизнедеятельности.

Итак, предлагаю каждому по кругу высказать свое отношение в обсуждаемом вопросе, о том что для вас стресс, по каким признакам вы понимаете что эта ситуация является стрессовой, как вы для себя определяете в каком состоянии вы сейчас, а так же поделитесь своими ожиданиями от сегодняшней встречи. Спасибо!

А теперь предлагаю всем принять участие в упражнении «Шкала стресса».

Цель: данное упражнение позволяет понять свой собственный уровень стресса на сегодняшний день или момент времени. Осознать что для вас стресс. Т. е. прочувствовать на себе и понять что для вас 0 градусах, то есть полное отсутствие напряжения и какие ощущения возникают на 100 градусах максимальное напряжение. Т. е. что бы понять, где вы сейчас нужно (окунуться) побывать и там и там.

Инструкция. Представьте себе, что вы стоите на шкале СТРЕССА от 0 градусов да 100 градусов (определяем и обозначаем границы шкалы, попробуйте, походив по ней определить для себя здесь и сейчас основываясь на своих внутренних ощущениях, на каком проценте из 100 находитесь вы. Побродите по шкале, делая остановки на 0 и на 100 градусах. Запомните свои ощущения как на 0 градусах, так и на 100. И еще раз проверьте себя, какой градус ваш на сегодняшний момент времени и встаньте на него.

После упражнения каждый участник высказывается о том, как ему было находиться на шкале стресса, на каком градусе он себя определил, с чем связан данный выбор и вообще в целом о своих впечатлениях.

Конспект лекции. "Теоретические основы стресса"

Стресс (от англ. stress – «давление», «напряжение») – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия, сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Различают два вида стресса:

Эустресс – служащий целям сохранения и поддержания жизни.

Дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.

Стресс влияет на физиологическую систему организма. Прежде всего, на дыхание, работу мышц, следовательно, и на весь организм в целом.

Эмоциональный стресс - эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к благоприятным воздействиям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается быстрее других, активизируя вегетативную нервную систему и ее эндокринное обеспечение. При длительном или многократном стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживается.

Психологический стресс - это стресс, обусловленный социальными факторами.

Существуют стадии стресса:

Стадия ТРЕВОГИ. В этот момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается напряжение. Человек начинает терять самоконтроль. Утрачивается способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Включаются защитные механизмы от стресса. Если человеку удалось справиться со стрессом на этой стадии то постепенно тревога утихает, а если не удалось то наступает следующая стадия стресса. Стадия СОПРОТИВЛЕНИЯ. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Так вот если человек становиться чрезмерно активным у него повышается эффективность деятельности, происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Стадия ИСТОЩЕНИЯ. Наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или к ухудшению общего состояния организма.

А теперь давайте по рассуждаем, каковы же симптомы стрессового состояния: - рассеянность, - повышенная возбудимость, -постоянная усталость, -потеря чувства юмора, -ухудшение аппетита, -возможны психосоматические симптомы боли в области головы, спины, желудка и т. п.

Практическая часть программы тренинга.

"Отработка способов регуляции эмоционального напряжения"

Представляю вам принять участие в отработке навыков регуляции эмоционального напряжения.

1. Упражнение «Шивасана».

2. Упражнение на расслабление «Белое облако» (звучит тихая музыка.)

3. Упражнение «Звуковая гимнастика»

4. Просмотр видео-аффермации «Позитивный настрой».

Рефлексивная часть программы тренинга.

Уважаемые коллеги, прошу вас поделиться своими впечатлениями о тренинге, ответив на вопросы рефлексии.

1. Что понравилось?

2. Было наиболее эффективным для меня сегодня. ?

3. Что осталось не понятным?

4. Мне не понравилось?

5. Ваши пожелания___

Список литературы.

1. Ф. Е. Василюк, Психология переживания : анализ преодоления критических ситуаций. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

2. Л. А. Китаев-Смык, Психология стресса / Ин-т психологии АН СССР. - М. : Наука, 1983. - 368 с

3. В. Л. Марищук, Евдокимов В. И., Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., 2001.

4. Б. Д. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия – СПб., 1998.

5. Е. С. Жариков, Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.

Публикации по теме:

Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников» Консультация с элементами тренинга «Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников» Цель: формирование психолого.

Обучающее занятие с элементами тренинга с педагогами для снятия психоэмоционального напряжения Цель: обучение практическим приемам снятия психоэмоционального напряжения в периоды интенсивной трудовой деятельности. Введение. О необходимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа тренинга по профилактике психоэмоционального напряжения педагогов
Опубликовано: 22 мая 2015 в 20:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа тренинга по профилактике психоэмоционального напряжения педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Дашкина (УИ 216568) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД