МААМ-картинки

Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста

Анастасия Кочергина
Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых.

Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции,

они получают большое количество информации,

устают физически и эмоционально.

Ведь всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать приёмы психомышечной регуляции

Современные научные данные доказывают,

Публикация «Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

что для психического здоровья детей необходима

сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,

обеспечивающая поддержание душевного равновесия

и жизнеутверждающего поведения.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в своей работе следует использовать специально подобранные приёмы психомышечной регуляции. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к.

в них есть элемент игры. Если упражнения проводить систематически, то это позволит детскому организму сбрасывая излишнее напряжение и восстанавливая ресурсные возможности организма сохранять психическое здоровье.

Структура основных приемов психомышечной регуляции по преодолению повышенной утомляемости, формированию достаточной активности внимания и работоспособности состоит из:

Дыхательных упражнений, которые улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, улучшают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями («Качка», «Бабочка», «Упражнение с бульками», «Ленивая кошечка»).

Глазодвигательных упражнений, которые развивают межполушарное взаимодействие, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, предупреждают косоглазие.

Упражнений на релаксацию, которые снижают нервное напряжение, дают ощущение покоя и сосредоточенности, помогают избавиться от симптомов переутомления («Дождик»).

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные движения и мышечные зажимы («Цыганочка», «Любопытная Варвара», «Сова», «Лимон», «Пара»).

Эти упражнения рассчитаны на детей 6-7 лет. Могут быть использованы педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами педагогами, родителями.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением дыхания Цель:развивать самоконтроль и произвольность

«Качка»

Ноги на месте, не отрывая их покачиваться из стороны в сторону. Вдох через нос. На выдохе произносить звук «ш» и приподняться на цыпочки.

«Бабочка»

Сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом «отправить бабочек в полет».

«Упражнение с бульками»

Сделать глубокий вдох и подуть через трубочку в стакан с водой. Стараться, чтобы «бульки» не выплёскивались из стакана.

"Ленивая кошечка"

Руки в «замок» перед собой и поднять их вверх,

затем потянуться, как кошечка.

Почувствовать, как тянется тело.

Затем резко опустить руки вниз,

произнося звук "а".

Глазодвигательные упражнения

Цель: удерживать внимание, умение сосредоточиться

Взять мяч в правую руку. Левую руку держим по центру. Отводим попеременно то правую, то левую руку. Ребенок сам на расстоянии вытянутой руки водит игрушку и прослеживает движение предмета глазами. Голову не поворачивать.

Упражнения на расслабление мышц шеи:

"Любопытная Варвара".

Цель: психомышечная тренировка

Исходное положение: стоя, руки убрать за спину в «замок», голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо.

Ведущий рассказывает и показывает упражнение:

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперед-

Тут немного отдохнет.

«Сова»

Цель: психомышечная тренировка, самомассаж

Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.

Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.

Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу.

Благодаря «уханью» снимаются челюстные

зажимы, что делает речь более связной.

Это упражнение особенно полезно после

длительного письма, работы с компьютером.

Упражнения на расслабление мышц рук

"Лимон".

Опустить руки вниз и представить себе,

что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.

Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить "лимон" и расслабить руку:

- Я возьму в ладонь лимон.

- Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю —

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

"Пара"

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера,

с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Телесные упражнения

Цель: развитие моторной координации, снятие мышечных зажимов

«Цыганочка» Поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая рука - по левому колену. Усложнение - добавить хлопок.

Релаксация

«Дождик»

Цель: мышечное расслабление,

сопровождающееся снятием психического напряжения

Кончиками пальцев нужно ласково барабанить (постукивать) себя по голове, лицу.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми дошкольного возраста. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых.

Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2015 в 17:20
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кочергина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД