Светлана Аверина
Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Стопа является фундаментом тела, опорой, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение позвоночника, что отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка. Маленький ребенок быстро устает и начинает просить взять его на руки после нескольких минут, проведенных на ногах, – это может говорить не о капризности, а о болезненных ощущениях, которые он испытывает. Это происходит еще от того, что дети до поступления в детский сад мало двигаются, так как в основном с родителями гуляют, сидя в колясках, велосипедах. Все это сказывается на состоянии стопы ребенка, которая является показателем его здоровья и способствует общему оздоровлению организма. Недостаточное развитие стоп неблагоприятно влияет на развитие движений ребенка, способствует снижению его двигательной активности, поэтому важно начинать уделять внимание профилактическим мероприятиям по плоскостопию уже в раннем возрасте, когда проблемы еще не так ярко выражены.
Публикация «Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Своевременная профилактическая работа позволит избежать проблемы в развитии ребенка, поэтому актуальным и важным остается формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждению в необходимости сохранения и укрепления здоровья, начиная с раннего возраста.
С использованием литературы: Узорова О. «Физкультурные минутки», Косицына Н. С. «Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия» мной разработана утренняя гимнастика для раннего возраста.
Утренняя гимнастика
ОКТЯБРЬ
Комплекс №1
Ходьба с одной стороны группы на противоположную сторону за воспитателем.
1. И. п. - ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Вынести руки вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, вернуться в исходное положение. (5 раз)
2. И. п. - ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, положить руки на колени, вернуться в исходное положение. (5 раз)
2. И. п. : лежа на коврике - потянуть носочки сначала вправо, затем влево, потом — на себя.
3. И. п. : сидя на коврике. Вытянуть ноги и по очереди опускать и поднимать пальчики то на левой,
то на правой ноге.
4. И. п. - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередовании с небольшой паузой (2-3 раза).
5. Ходьба стайкой за воспитателем. Комплекс №2
Ходьба и бег в колонне по одному за воспитателем.
1. И. п. – стоя, ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Махи обеими руками вперед – назад 4 раза подряд, вернуться в и. п.
2. И. п. – стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, обхватить колени руками, встать, вернуться в и. п. (5 раз)
3. И. п. – сидя, ноги врозь, руки за спиной. Наклон вперед, коснуться пальцами рук носков ног, выпрямиться, вернуться в и. п. (4 раза)
4. И. п. : лежа слегка поднять ноги, чтобы пятки не касались коврика, и потянуться носками к коврику.
5. Игровое задание «Быстро в домик» Ходьба врассыпную по всей площадке. На слова «Быстро в домик!» дети вместе с воспитателем бегут в домик. Бег стайкой за воспитателем на другую сторону площадки. (2 раза).
НОЯБРЬ
Комплекс №3
Упражнение «Зайка».
1. И. п. - ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поднять через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, опустить руки, вернуться в и. п.
2. И. п. - ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Присесть, хлопнуть в ладоши перед собой, встать, вернуться в и. п.
3. И. п. : лежа на коврике - потянуть носочки сначала вправо, затем влево, потом — на себя. Поворот стоп внутрь, по направлению друг к другу, как это делается ладошками при хлопке.
4. И. п. - ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклониться вперед, хлопнуть руками по коленям, выпрямиться, вернуться в и. п.
5. Игра «Пузырь». Комплекс №4
Упражнение «Собачка».
1. И. п. : ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Поднять руки вверх, потянуться, опустить руки. Повторить 4 раза.
2. И. п. : ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперед постучать ладошками по коленям. Повторить 4 раза.
3. И. п. : сидя на коврике. Согнуть колени, поставив стопу только на пальчики. Медленно сводить пяточки и разводите их, при этом носки не должны отрываться от коврика.
4. И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть на корточки, кисти рук положены на колени. Повторить 4 раза.
5. Прыжки произвольно. Повторить 6-8 раз, чередуя с ходьбой.
Ходьба с восстановлением дыхания.
ДЕКАБРЬ
Комплекс №5
Упражнение «Медведь».
1. И. п. - ноги на ширине ступни, мячик в обеих руках внизу. Вынести мячик вперед опустить мячик вниз, вернуться в и. п.
2. И. п. - ноги на ширине плеч, мячик за спиной. Наклониться, положить мячик на пол, выпрямиться, наклониться, взять мячик, вернуться в и. п.
3. И. п. - ноги на ширине ступни, мячик в обеих руках внизу. Присесть, мячик вынести вперед, встать, вернуться в и. п.
4. И. п. : сидя на коврике. Покатать стопами мячик между носочками и пяткой, согнув ноги в коленях.
5. Бег по группе врассыпную (15 секунд). Дыхательное упражнение «Дуем на снежинки» Комплекс №6
Упражнение «Елочка».
1. И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки верх посмотреть на них – И. п. – 4 раза.
2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола)
3. И. п. : стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И. п., влево – И. п. – 2 раза.
4. И. п. : сидя на коврике. Нагнуться вперед, руками обхватить пальцы стоп. Медленно тянуть стопы пальчиками по направлению к себе.
5. Ходьба в колонне за петушком (30 секунд). Дыхательное упражнение «Петушок» И. п. : стоя, ноги врозь, руки опущены. Вдох. Выдыхая, произносить: «Ку-ка-ре-ку!» Повторить 3 раза.
ЯНВАРЬ
Комплекс №7
Упражнение «Зайка».
1. И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Вытянуть руки перед собой ладони вверх, потом поднять вверх - И. п. – 4 раза.
2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «собираем снег»); выпрямиться – И. п - 4 раза.
3. И. п. : лежа на спине. Приподнять ноги, стопой левой ноги провести по правой, а затем поменять ноги и проделать то же самое на с другой ногой.
4. Прыжки на двух ногах с небольшой паузой, затем повторить прыжки.
5. Ходьба в разных направлениях, затем в колонне по одному за ребенком. Комплекс №8
Упражнение «На прогулке».
1. И. п. - ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч вверх, опустить, вернуться в и. п.
2. И. п. - ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках у груди. Наклониться, коснуться мячом пола, выпрямиться, вернуться в и. п.
3. И. п. - ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Присесть, мяч в согнутых руках, встать, выпрямиться, вернуться в и. п.
4. И. п. : сидя на коврике. Захватит носочками стоп мячик.
Поднимать и опускать мяч, не выпуская его.
5. Игровое упражнение «Найдем цыпленка» Ходьба в умеренном темпе в разном направлении.
ФЕВРАЛЬ
Комплекс №9
Упражнение «Зайка».
1. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. Поднимаясь на носки, руки вверх, посмотреть на пальцы – вдох. Вернуться в и. п. – выдох. 4-5 раз.
2. И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть, руками обхватить колени, опустить голову, выпрямиться, вернуться в и. п. (4 раза).
3. И. п. : лежа, слегка поднять ноги, чтобы пятки не касались коврика, и потянуться носками к коврику. Коснуться носками поверхности коврика.
4. И. п. : стоя, руки свободны. Покатать стопой гимнастическую палку. Сначала - на шаг вперед, а потом назад.
5. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
6. Ходьба стайкой за воспитателем. Комплекс №10
Упражнение «Шли бараны по дороге»
1. И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз.
2. И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклониться. Вернуться в исходное положение. Высоко поднять голову. Повторить 4 раза.
3. И. п. – лежа на животе, руки вдоль туловища с опорой о пол. Попеременное сгибание и разгибание ног.
4. И. п. : лежа слегка поднять ноги, чтобы пятки не касались коврика, и потянуться носками к коврику.
5. Медленная ходьба по кругу с высоким подниманием колен.
МАРТ
Комплекс №11
Упражнение «Весна».
1. И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки поднять вверх — вдох. Опустить — выдох. Повторить 5 раз.
2. И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, постучать пальчиками по полу. Вернуться в исходную позицию. Повторить 4 раза.
3. И. П. : сидя на коврике, упирается руками сзади в пол, переносить мяч, захватив его ногами то вправо, то влево. Повторить 4 раза.
4. И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо с отведением правой руки (ладонь вверх, вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
5. Подвижная игра «Дождь»
Комплекс №12
Упражнение «Собака».
1. И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки с мячиком внизу. На 1-2 руки поднять с мячиком вверх, на 3-4 вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
2. И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки с мячиком вытянуты вперед. Повороты влево, вправо глазами смотрим на мячик. Повторить 4-6 раз.
3. И. п. : стоя, ноги вместе в руках мяч. Присесть, мячик оставить на полу, вернуться в исходное положение. Присесть, взять мячик вернуться в исходное положение. Повторить 3-5 раз.
4. И. п. : сидя, ноги вытянуты, упор руками сзади, ноги поставить на мяч. Катание мяча вперед, назад. Повторить 3-5 раз.
5 Спокойная ходьба «Проводим собачку».
АПРЕЛЬ
Комплекс №13
Упражнение ««Гуси – утки»
1. И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, вернуться в и. п. Повторить 3 раза.
2. И. п. : стоя, ноги врозь. Повороты налево и направо со взмахом рук.
3. И. п. : стоя за стулом, упор руками за спинку стула. Перекат с пятки на носок.
4. И. п. : сидя на стуле, упор руками за край стула, спина прямая. По очереди ставить ноги вперед на пятки, затем
шагать носочками вперед-назад.
5. И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. 2—3 пружинки и 5—6 подпрыгиваний. Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой на месте. Комплекс №14
Упражнение «Крокодил».
1. И. п. : стоя, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны, подняться на носочки, вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
2. И. п. : стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклоны влево и вправо. 4 раза в каждую сторону.
3. И. п. : сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустит, вернуться в и. п. Повторить 4раза.
4. И. п. : сидя на стуле, руки на пояс.
Носочком правой ноги начертить кружок, тоже левой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
5. И. п. : ноги слегка расставить, 8—10 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой на месте.
МАЙ
Комплекс №15
Упражнение «Часы».
1. И. п. : ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях у пояса, пальцы сжаты в кулаки. Выпрямить руки вперёд, согнуть. Повторить 4 раза.
2. И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу. Наклониться вперёд, постучать по коленям, выпрямиться. Повторить 4 раза.
3. И. п. : то же. Присесть, положить руки на колени, встать. Повторить 4 раза.
4. И. п. : сидя на коврике, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая. Катать стопой мяч вперед-назад, по кругу.
5. Бег друг за другом. Ходьба. Комплекс №16
Упражнение «Гусеничка».
1. И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 5 раз.
2. И. п. : то же. Нагнуться, руки отвести назад, выпрямиться. Повторить 4 раза.
3. И. п. : то же. Присесть, руки на колени, выпрямиться. Повторить 5 раз.
4. И. П. : стоя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
5. Бег и ходьба друг за другом.