Кожевникова Евгения
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дисграфия – то частичное специфическое нарушение процесса письма. Оптическая дисграфия – дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей. Вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
Мне, как учителю – логопеду дошкольного учреждения, важнее говорить о способах профилактики дисграфии у дошкольников, чем о путях ее преодоления у школьников. Ведь нарушение письменной речи (как проявление любой другой формы речевой патологии) легче предупредить, чем устранить.
Публикация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Причинами возникновения оптической дисграфии могут быть трудности оптического и оптико – пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
В коррекционно – профилактической работе я выделяю два этапа.
На первом этапе (подготовительный) у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению, а именно:
-развивается зрительное внимание, дети начинают адекватно воспринимать величину и форму предметов, зрительное восприятие становится целостным и избирательным;
-развивается зрительная память;
-формируются способности ориентироваться в собственном теле; в окружающем пространстве, в частности, в малом пространстве.
Наавтором этапе (основной) дети научаются автоматически распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходства в начертаниях. Работу с буквенным материалом на основном этапе я провожу в подготовительной группе в определенной последовательности и с учетом постепенного усложнения восприятия зрительных образов графем.
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи являются различные игры и упражнения. Предлагаю некоторые из них.
Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развития зрительного восприятия:
1. Назвать, что изображено на картине. Привлечь внимание к окружающим предметам.
2. Выделить из множества картинок заданные по определенной теме («Посуда», «Игрушки» и т. д.).
3. Соотнести черно – белые изображения предметов с цветными.
4. Узнать предмет по контурному изображению.
5. Соотнести предметы с их черными силуэтами.
6. Узнать зашумленные предметы.
7. Определить, что забыл нарисовать художник.
8. Узнать предметы, наложенные друг на друга.
Развитие зрительной памяти:
1. Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
2. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
3. Сравнить две картинки и найти их отличия.
4. Запомнить расположение палочек в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).
Развитие пространственных представлений. Формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве:
1. Назвать, что выше (ниже) всего.
2. Назвать и показать части тела, которые находятся впереди (сзади).
3. Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха.
4. Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева, спереди (сзади).
5. Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа - круг, в верхнем право углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал и т. д.
6. Отработать правильность употребления предлогов: перед, за, между, около, рядом, на, под, над, в.
Автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходства:
1. Назвать буквы.
2. Назвать пары букв.
3. Найти и назвать неправильно написанные буквы.
4. Узнать и назвать буквы.
5. Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.
6. Найти и вычеркнуть заданную букву.
Ранняя первичная профилактика оптических нарушений у детей дошкольного возраста значительно повышает успешность обучение в школе.