Алла Горкунова
Профилактика нарушения голоса у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика нарушения голоса у детей дошкольного возраста
Вашему вниманию представляется проект (рассчитан на 2 учебных года) на тему: «Профилактика нарушений голос у дошкольников».
Нарушение голоса довольно распространенная речевая патология у детей. Известно, что нарушение голоса может выступать как самостоятельное нарушение, так и входить в структуру других сложных речевых дефектов – дизартрии, ринолалии.
Публикация «Профилактика нарушения голоса у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи. Все это несомненно сказывается в дальнейшем на процессе обучения детей в школе.
В связи с чем, возникает необходимость в разработке комплексных мероприятий по профилактике нарушений голоса у дошкольников, что объясняет актуальность исследования.
Актуальность темы данного исследования определила цель и задачи исследования:
Целью данной работы является: изучить особенности формирования голоса у старших дошкольников и предложить профилактические меры по охране и развитию детского голоса.
Объектом являются особенности голоса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи.
Предмет исследования:– профилактическая работа по развитию голосовых возможностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования следующие:
1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования и дать оценку ее состоянию на современном этапе.
2. Выявить особенности голосовых расстройств у детей 6-ти летнего возраста.
3. Рразработать направления комплексной работы по профилактике нарушений голоса у дошкольников, по развитию их основных качеств.
Основные этапы и методы исследования
• Изучение и анализ теоретических источников по данной проблеме, а также оценка ее состояния на современном этапе
• Использование наблюдения и проведение бесед в условиях свободного общения и на специально организованных занятиях.
• Проведение констатирующего эксперимента.
• Проведение количественного и качественного анализа полученных данных.
Проблему формирования и развития голоса рассматривали учены различных специальностей: лингвисты, психолингвисты, логопеды, фониатры, сурдопедагоги. Можно выделить работы Алмазовой Е. С., Вильсона Д., Дмитриева Л. Б., Ермаковой И. И., Жинкина Н. И., Лавровой Е. В., Максимова И. А., Таптаповой С. Л., Телеляевой Л. М., Хватцева М. Е. и мн., др.
Констатирующий эксперимент проводился в МБДОУ № 18 комбинированного вида «Кораблик» Московской обл., Ленинского р-на.
Выборку исследования составили 10 детей из подготовительной группы (возраст 6-7 лет).
Диаграмма. При осмотре фониатром было выявлено:
1. ребёнка страдают аллергическим ринитом, 1 ребенок – хроническим тонзиллитом, 2 ребенка – хроническим бронхитом. Обнаружено искривление носовой перегородки (1 чел.) и аденоиды (1 чел.).
2. Детей с гипертонусными нарушениями – 8 чел., или 80,0% выборки.
В момент фонации у них наблюдалось «наползание» одной голосовой складки на другую, небольшое утолщение вестибулярных складок. Среди этих детей у одного ребенка обнаружено разрастание аденоидов. .
3. Фонастения – у 1 чел. (10,0%). Патологических изменений в гортани нет. При фонации оставалась незначительная щель в виде прямой линии по всей длине, что свидетельствовало о физиологическом для данного возраста механизме голосообразования. В отношении близлежащих областей ребенок здоров.
На основании данных графика (логопедического обследования) можно сказать, что высота тона голоса у детей нарушена в 100,0% случаев. Патология тонового диапазона выявлена у 80,0% детей. Сила голоса и динамический диапазон нарушены у 100,0% детей (слабый голос, суженный диапазон). Тембр голоса нарушен у 90,0% детей (сиплый, хриплый тембр). Время фонации снижено у 80,0% детей. Нарушения в артикуляционном аппарате (короткая уздечка, нарушение прикуса) – у 30,0% детей. Напряжение мышц шеи и плечевого пояса, связанное с голосообразованием, отмечено у 60,0% детей. Неправильное фонационное дыхание – у 70,0% детей
Комплексная работа специалистов по профилактике нарушений голоса у старших дошкольников
Основными блоками работы по развитию голоса детей являются :
Блоки закреплены за определенным специалистом и взаимодействуют друг с другом.
1. Психотерапия, релаксация.
2. Коррекция физиологического дыхания.
3. Тренировки артикуляционного аппарата.
4. Постановка фонационного дыхания.
5. Активизация нервно-мышечного аппарата гортани.
6. Голосовые упражнения.
7. Функциональные тренировки для развития силы, высоты, тембра голоса.
8. Закрепление полученных навыков правильного голосоведения (произнесение связных текстов, вокальные упражнения).
Выводы :
Мы считаем,что комплексная работа по профилактике нарушений голоса у дошкольников, позволяет не только исправить нарушения голоса, но и повысить природные возможности голоса, сделать его более выносливым, что несомненно благоприятно скажется на дальнейшем успешном обучении детей в школе.