Приложение МААМ

Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников

Татьяна Куценко
Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников

Куценко Т. А.

учитель-логопед

МБДОУ №15 «Радуга»,

г. Таганрог

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен быть готов к усвоению школьной программы. Грамотная устная речь является одной из главных предпосылок успешного овладения чтением и письмом, потому что письменная речь определяется устной. Речевое развитие ребенка протекает по определенным закономерностям, поэтапно. Отечественные исследователи (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Г. А. Каше, Г. Е. Чиркина и др.) доказали, что возможность овладения детьми грамотой напрямую зависит от уровня речевого развития. Дети, имеющие логопедические заключения, находятся в группе риска в силу наличия имеющихся нарушений.

Публикация «Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников» размещена в разделах

Прежде всего, следует отметить, что дети, посещающие нашу логопедическую группу, имеют логопедические заключения ОНР 2 и 3 уровней, и, соответственно, у них нарушены все компоненты речи : фонетика, грамматика и лексика. Большие затруднения у детей вызваны недостаточностью фонематического восприятия, и, как следствие, несформированностью навыков звукового анализа и синтеза слов. Это приводит к неумению воспроизвести правильную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков (букв). Отсутствие чёткого звукового образа слова затруднит формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения и письма.

В дошкольном образовательном учреждения работа учителя-логопеда ориентирована на коррекцию речевых нарушений и на профилактику нарушений чтения и письма у детей, тем самым определяя актуальность данной работы и преемственность между дошкольным и школьным обучением. Механизмы нарушений являются похожими, поэтому в работе по профилактике этих нарушений имеется много общего. Комплекс заданий построен с учетом принципа от простого к сложному: на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста с использованием наглядных моделей и наглядного моделирования. С учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста все задания составляются в игровой форме, с привлечением сказочных персонажей, разнообразных демонстрационных и раздаточных материалов. Формирование нормативного звукопроизношения является основным в работе логопеда, и в то же время неотъемлемым компонентом в профилактической работе.

Основные направления профилактической работы :

1. Фонематическое восприятие – первая ступень в овладении грамотой, и работу по его развитию лучше проводить поэтапно. На первом этапе уточняется артикуляция и звучание звука с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный). Ребенок научается использовать своих «помощников» – уши, глаза, горло, и далее прочно закрепляет полученные кинестетические ощущения. На втором этапе сопоставляются и различаются смешиваемые по произношению звуки.

Примерные задания направлены на:

-развитие навыков дифференциации неречевых звуков;

-различение слов по тембру, высоте, силе звуков;

-развитие навыков дифференциации фонем;

-развитие навыков дифференциации слогов;

-развитие навыков определять линейную позицию звуков в слове;

-развитие навыков подсчета звуков в слове;

-развитие навыков различения слов, близких по звуковому составу.

2. Фонематический анализ и синтез – вторая ступень в овладении грамотой. О нарушении фонематического анализа и синтеза слов говорят искажения звукослоговой структуры слов. Определение места звука в слове (начало, середина, конец, звуконаполняемость слова, положение звука в слове относительно соседних звуков являются важными и сложными для изучения процессами. Работа по устранению нарушений строится с учетом овладения этими процессами в онтогенезе.

Примерные задания направлены на:

-определение наличия звука в слове;

-определение места звука (начало, середина, конец слова);

-определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове;

-нахождение буквы, соответствующей звуку;

-выделение из предложения слова, содержащего данный звук;

-подбор картинок, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой;

-подбор слов на заданное количество слогов;

-определение количества слогов в словах разной сложности;

-выделение из слога гласного, затем согласного звука;

-выполнение творческих заданий на придумывание слов по заданию.

3. Фонематические представления – это образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Примерные задания направлены на:

-придумывание слов из определенного количества звуков;

-нахождение картинок, в названии которых три, четыре, пять звуков;

-придумывание слов на заданное количество слогов;

-подбор картинок к заданной звуковой схеме;

-распространение предложений новыми словами;

-составление предложений из предлагаемых слов.

4. Слоговой анализ и синтез.

Примерные задания направлены на:

-дифференциацию гласных от согласных;

-нахождение соответствующих звукам букв;

-слоговое деление – сколько гласных столько и слогов;

-выделение первого слога;

-определение ударного слога;

-объединение слогов в слова;

-выделение из предложений слов, состоящих из определенного количества слогов.

5. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.

Примерные задания направлены на:

-развитие ориентировки на собственном теле и окружающем пространстве;

-развитие дифференциации правой и левой частей тела;

-определение пространственных отношений между двумя-тремя предметами;

-определение пространственных соотношений элементов букв;

-развитие пространственной ориентировки на листе бумаги;

6. Развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Примерные задания направлены на:

-проведение массажа и самомассажа пальцев, с использованием различных предметов (карандаши, орехи, пуговицы и др.);

-проведение пальчиковых игр с речевым сопровождением;

-использование штриховок;

-продуктивную деятельность (работа с ножницами, бумагой, пластилином, бросовым материалом и др.);

-игры с мозаикой, кубиками, складывание картинок, геометрических фигур;

-угадывание букв, написанных на ладони.

7. Развитие грамматических навыков.

Примерные задания направлены на:

-употребление в речи предлогов «в», «на», «за», «перед», «под», «из», «у», «между» и др. ;

-моделирование букв из различных материалов.

8. Развитие связной речи.

Примерные задания направлены на:

-обучение составления описательных рассказов и совершенствование навыков пересказа небольших текстов;

-употребление союзов и предлогов;

-составление сложных предложений;

-употребление глаголов и прилагательных.

9. Обогащение словаря.

Примерные задания направлены на:

-закрепление понятия «родственные слова»;

-усвоение синонимов и антонимов;

-толкование пословиц и поговорок;

-понимание многозначности слов.

Профилактика нарушений чтения и письма проводится систематически, с учетом возраста, индивидуальных возможностей ребенка. В результате проводимой нами работы у детей улучшается восприятие изучаемого материала, формируется устойчивый интерес к процессу чтения. Еще до поступления в школу дети овладевают чтением, умеют анализировать прочитанные слова по количеству звуков, слогов, слогового ударения, могут печатать слова с соблюдением строки, имеют понятие о структуре предложения, могут составлять небольшие рассказы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.

2. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С. Пб., 1995.

3. Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой. -5-е изд. Владос, 2004.

4. Ткаченко Т. А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.

Ткаченко Т. А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб. ,

Публикации по теме:

Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…»Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…» «Письма, письма лично на почту ношу….», - пела некогда знаменитая группа «Песняры». Вот и я спешу в почтовое отделение, чтобы отправить.

«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3 «Словно, я роман с продолженьем пишу», вот и мы с ребятами пишем и получаем письма! Как это здорово- заглянуть в почтовый ящик и найти.

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Фотоотчет «Конкурс художественного чтения для дошкольников «Как хорошо уметь читать»Фотоотчет «Конкурс художественного чтения для дошкольников «Как хорошо уметь читать» Фотоотчет: Конкурс художественного чтения для дошкольников "Как хорошо уметь читать". 24 октября в центре "Радуга" проходил конкурс,где.

Конспект открытого районного занятия в старшей группе «Познай себя. Осанка и профилактика ее нарушения»Конспект открытого районного занятия в старшей группе «Познай себя. Осанка и профилактика ее нарушения» Цель: Повысить интерес детей к своему здоровью. Уточнить представление о строении человеческого тела. Закрепить знания детей о правильной.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Фотоотчет «Ростовский заповедник наградил дошкольников за лучшие письма животным»Фотоотчет «Ростовский заповедник наградил дошкольников за лучшие письма животным» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 21:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Куценко (УИ 551905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД