Татьяна Куценко
Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников
Куценко Т. А.
учитель-логопед
МБДОУ №15 «Радуга»,
г. Таганрог
Ребенок, поступающий в 1 класс, должен быть готов к усвоению школьной программы. Грамотная устная речь является одной из главных предпосылок успешного овладения чтением и письмом, потому что письменная речь определяется устной. Речевое развитие ребенка протекает по определенным закономерностям, поэтапно. Отечественные исследователи (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Г. А. Каше, Г. Е. Чиркина и др.) доказали, что возможность овладения детьми грамотой напрямую зависит от уровня речевого развития. Дети, имеющие логопедические заключения, находятся в группе риска в силу наличия имеющихся нарушений.
Публикация «Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников» размещена в разделах
Прежде всего, следует отметить, что дети, посещающие нашу логопедическую группу, имеют логопедические заключения ОНР 2 и 3 уровней, и, соответственно, у них нарушены все компоненты речи : фонетика, грамматика и лексика. Большие затруднения у детей вызваны недостаточностью фонематического восприятия, и, как следствие, несформированностью навыков звукового анализа и синтеза слов. Это приводит к неумению воспроизвести правильную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков (букв). Отсутствие чёткого звукового образа слова затруднит формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения и письма.
В дошкольном образовательном учреждения работа учителя-логопеда ориентирована на коррекцию речевых нарушений и на профилактику нарушений чтения и письма у детей, тем самым определяя актуальность данной работы и преемственность между дошкольным и школьным обучением. Механизмы нарушений являются похожими, поэтому в работе по профилактике этих нарушений имеется много общего. Комплекс заданий построен с учетом принципа от простого к сложному: на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста с использованием наглядных моделей и наглядного моделирования. С учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста все задания составляются в игровой форме, с привлечением сказочных персонажей, разнообразных демонстрационных и раздаточных материалов. Формирование нормативного звукопроизношения является основным в работе логопеда, и в то же время неотъемлемым компонентом в профилактической работе.
Основные направления профилактической работы :
1. Фонематическое восприятие – первая ступень в овладении грамотой, и работу по его развитию лучше проводить поэтапно. На первом этапе уточняется артикуляция и звучание звука с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный). Ребенок научается использовать своих «помощников» – уши, глаза, горло, и далее прочно закрепляет полученные кинестетические ощущения. На втором этапе сопоставляются и различаются смешиваемые по произношению звуки.
Примерные задания направлены на:
-развитие навыков дифференциации неречевых звуков;
-различение слов по тембру, высоте, силе звуков;
-развитие навыков дифференциации фонем;
-развитие навыков дифференциации слогов;
-развитие навыков определять линейную позицию звуков в слове;
-развитие навыков подсчета звуков в слове;
-развитие навыков различения слов, близких по звуковому составу.
2. Фонематический анализ и синтез – вторая ступень в овладении грамотой. О нарушении фонематического анализа и синтеза слов говорят искажения звукослоговой структуры слов. Определение места звука в слове (начало, середина, конец, звуконаполняемость слова, положение звука в слове относительно соседних звуков являются важными и сложными для изучения процессами. Работа по устранению нарушений строится с учетом овладения этими процессами в онтогенезе.
Примерные задания направлены на:
-определение наличия звука в слове;
-определение места звука (начало, середина, конец слова);
-определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове;
-нахождение буквы, соответствующей звуку;
-выделение из предложения слова, содержащего данный звук;
-подбор картинок, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой;
-подбор слов на заданное количество слогов;
-определение количества слогов в словах разной сложности;
-выделение из слога гласного, затем согласного звука;
-выполнение творческих заданий на придумывание слов по заданию.
3. Фонематические представления – это образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
Примерные задания направлены на:
-придумывание слов из определенного количества звуков;
-нахождение картинок, в названии которых три, четыре, пять звуков;
-придумывание слов на заданное количество слогов;
-подбор картинок к заданной звуковой схеме;
-распространение предложений новыми словами;
-составление предложений из предлагаемых слов.
4. Слоговой анализ и синтез.
Примерные задания направлены на:
-дифференциацию гласных от согласных;
-нахождение соответствующих звукам букв;
-слоговое деление – сколько гласных столько и слогов;
-выделение первого слога;
-определение ударного слога;
-объединение слогов в слова;
-выделение из предложений слов, состоящих из определенного количества слогов.
5. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
Примерные задания направлены на:
-развитие ориентировки на собственном теле и окружающем пространстве;
-развитие дифференциации правой и левой частей тела;
-определение пространственных отношений между двумя-тремя предметами;
-определение пространственных соотношений элементов букв;
-развитие пространственной ориентировки на листе бумаги;
6. Развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.
Примерные задания направлены на:
-проведение массажа и самомассажа пальцев, с использованием различных предметов (карандаши, орехи, пуговицы и др.);
-проведение пальчиковых игр с речевым сопровождением;
-использование штриховок;
-продуктивную деятельность (работа с ножницами, бумагой, пластилином, бросовым материалом и др.);
-игры с мозаикой, кубиками, складывание картинок, геометрических фигур;
-угадывание букв, написанных на ладони.
7. Развитие грамматических навыков.
Примерные задания направлены на:
-употребление в речи предлогов «в», «на», «за», «перед», «под», «из», «у», «между» и др. ;
-моделирование букв из различных материалов.
8. Развитие связной речи.
Примерные задания направлены на:
-обучение составления описательных рассказов и совершенствование навыков пересказа небольших текстов;
-употребление союзов и предлогов;
-составление сложных предложений;
-употребление глаголов и прилагательных.
9. Обогащение словаря.
Примерные задания направлены на:
-закрепление понятия «родственные слова»;
-усвоение синонимов и антонимов;
-толкование пословиц и поговорок;
-понимание многозначности слов.
Профилактика нарушений чтения и письма проводится систематически, с учетом возраста, индивидуальных возможностей ребенка. В результате проводимой нами работы у детей улучшается восприятие изучаемого материала, формируется устойчивый интерес к процессу чтения. Еще до поступления в школу дети овладевают чтением, умеют анализировать прочитанные слова по количеству звуков, слогов, слогового ударения, могут печатать слова с соблюдением строки, имеют понятие о структуре предложения, могут составлять небольшие рассказы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.
2. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С. Пб., 1995.
3. Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой. -5-е изд. Владос, 2004.
4. Ткаченко Т. А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.
Ткаченко Т. А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб. ,