Татьяна Сухова
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР
▼ Скачать +Заказ
Консультация для педагогов
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР
Консультацию подготовил:
учитель-логопед 1 категории
МКДОУ Детский сад № 89,
Т. В. Сухова
Публикация «Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием пространственного различения их формы, положения, величины, с представлением о пространственных признаках графем. Кроме того графика письма предполагает не только одинаковую высоту букв, но и постоянных расстояний между элементами букв и между буквами, а также определенных расстояний между словами на строке. каждая буква, каждое буквосочетание имеет свои пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребёнка пространственных представлений.
При ОНР формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих детей нарушено восприятие целостного образа предмета : не складывают разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала.
Дошкольники с общим недоразвитием речи плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме. Практический опыт большинства испытуемых ещё недостаточно обобщён и осмыслен. Это не создаёт полноценных условий для установления пространственных взаимосвязей между объектами на основе имеющихся представлений. Наличие динамики после оказания помощи в процессе решения пространственно-аналитических задач доказывает наличие определенных потенциальных возможностей, которые не реализуются без специальной работы.
Нередко дошкольники с недостатками речи имеют остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы или же функциональную незрелость отдельных областей коры головного мозга, что не может не сказаться на особенности формирования пространственно-аналитической деятельности данной категории детей. Этим обусловлено сопровождение ребёнка врачом – невропатологом. Медицинские данные и применение медикаментозного воздействия способствует успешной коррекции речевых недостатков и различных нарушений психологической деятельности. Основными лекарственными препаратами, назначаемыми невропатологом, являются психостимуляторы. Эти препараты оказывают стимулирующие действия на мозговые структуры. Среди них особое значение имеют ноотропы (ноотропил, пироцетам, и тому подобное, действие которых направлено на улучшение энергетического обмена в клетках головного мозга. Кроме того используются седативные препараты (транквилизаторы, барбитураты) при невротических и неврозоподобных состояниях. Широко применяются успокаивающие препараты (бромиды, фитотерапия). Практически всем детям назначаются поливитамины и препараты минерального комплекса.
Немаловажное значение в обучении и воспитании дошкольников с дефектами речи имеет система общегигиенических мер, включающих организацию правильного режима дня, рациональное питание, чередование различных видов нагрузки и отдыха на занятиях.
Формированию пространственных отношений способствуют занятия по плаванию и физической культуре, утренняя гимнастика, психологическая гимнастика и тренинги, проводимые психологом. Ориентировка в пространстве развивается и на воспитательских занятиях по рисованию, лепке, конструированию, математике, аппликации. Для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма, о которых мы рассказываем. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист.
Логопеды иногда обращают внимание на зеркальный характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону - как при изображении в зеркале. Пример: "С" и "3" открываются влево; "Ч" и "Р" выдающейся частью написаны в другую сторону. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв - характерная особенность левшей.
Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть уроков тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Занятия проводятся по определенной системе : используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч. "Ж" - жука, "С" - полумесяц. Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует- ребенок должен основательно "почувствовать" отдельные звуки (буквы). Техника чтения - следующий этап упорной работы.
Коррекционно-развивающие занятия имеют различную форму:
- подгрупповую,
- индивидуальную
В качестве основных методов фронтальных и подгрупповых занятиях используются:
- гимнастические упражнения;
- подвижные игры по словесной инструкции;
- игры с использованием наглядности;
- подвижные игры с правилами.
В ходе занятий создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи от взрослого. При этом все упражнения подбираются таким образом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Общая оценка работы ребенка всегда даётся таким образом, чтобы не нарушить главного
условия всех занятий – это получение детьми и взрослыми удовлетворения от её выполнения тем самым, обеспечивая положительную мотивацию деятельности всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Основными приемами коррекционно-развивающей работы является объяснение, показ, совместные действия, действие по подражанию, вопросы и наблюдения. В конце каждого занятия педагог привлекает детей к осмыслению и обобщению опыта действий в пространстве.
При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:
- обучение ориентировки в схеме собственного тела;
- обучение ориентировки в окружающем пространстве;
- обучение восприятию пространственных отношений между предметами;
- обучение ориентировке на плоскости.
Начинается эта работа с дифференциации понятий вверх-вниз, спереди – сзади.
Рекомендуется следующие задания.
1. Дидактическое упражнение с мячом
Поднять по команде мяч вверх, опустить вниз.
2. Дидактическая игра «Где мишка?».
Педагог поднимает игрушку: «Где мишка?».
Дети отвечают. Затем опускает: «А сейчас где мишка?».
3. Дидактическая игра: «Вверху – внизу».
Предлагается детям поднять голову вверх и назвать, что видят вверху (потолок, люстра; небо, солнце, опустить голову вниз и назвать, что видят внизу (пол, ковер; земля, трава).
4. Дидактическая игра: «Что впереди, что сзади».
Перечисление предметов, расположенных впереди детей, затем сзади.
5. Дидактическая игра: «кто впереди, кто сзади».
Детям, стоящих в колонне, поочерёдно предлагается, назвать товарищей, стоящих впереди, затем товарищей стоящих сзади.
6. Дидактическая игра: «Где зайка?»
Детям предлагается спрятать зайку за спину. «Где зайка?» Дети отвечают: «сзади». Затем вытягивают руки с игрушкой вперёд. «Где зайка?» – «Впереди».
7. Дидактическая игра: «Команды».
Сделать по команде два шага вперёд, один шаг назад.
Следующим шагом является маркировка левой руки ребёнка. На левое запястье можно привязать, например, красную ленту. Дети быстро запоминают, что «слева» – это «там, где красная лента», что от «красной ленты» следует начинать перечисление или сосчитывание предметов, рассматривание серии картинок с последовательными действиями, рисование карандашом горизонтальной линии на бумаге и т. п. постепенно, с усвоением речевых обозначений правой и левой руки, от красной ленты избавляются.
Задания по дифференциации правых и левых частей тела:
1. Показать правую руку, назвать её. Показать и назвать левую руку.
2. Показать (взять) предмет правой (левой) рукой.
3. Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правое ухо, правая нога, соотнести части тела с левой рукой и назвать их (правый глаз, левое колено).
4. Показать левой рукой правое ухо, правой рукой показать левую ногу.
После выполнения у детей уверенной ориентировки в схеме собственного тела, проводятся упражнения на определение направлений в пространстве.
Рекомендуемые занятия:
1. Вытянуть в сторону правую руку, перечислить предметы, расположенные справа. Вытянуть в сторону левую руку, перечислить предметы, расположенные слева.
2. Повернуть голову влево, затем вправо.
3. Наклонить голову к правому плечу, т. е. вправо, наклонить голову к левому плечу, т. е. влево.
4. повернуться налево, сделать несколько шагов в этом направлении. Повернуться направо, сделать несколько шагов.
Следующие виды заданий направлены на уточнение и усвоение пространственных взаимоотношений :
1. Расположить по инструкции педагога соответствующие предметы на столе справа и слева.
2. Определить место предмета по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Шкаф справа от меня»).
3. Определить правый и левый ботинок, отпечаток ладони.
Особенно трудным для дошкольника является определение правых и левых частей тела у человека, сидящего или стоящего напротив, т. к. в этом случае ребёнку нужно мысленно представить себя в другом пространственном отношении.
4. Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
Вызванный ребёнок, стоя спиной к группе детей, поднимает правую руку. Остальные также поднимают свою правую руку. Затем ребёнок, не опуская поднятой руки, поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.
5. Определить у себя, а затем у товарищей стоящего напротив правую руку (левую ногу, правое ухо).
Параллельно с работой по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления падежно-предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.
Особые затруднения у детей с общим недоразвитием речи вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия, поэтому полезно использовать игровые упражнения на различение пространственных характеристик. Детям предлагается взять левой рукой предмет и положить его, например, на верхнюю полку. В дальнейшем, выполняются задания типа «поймай бабочку (муху, жука)» в верхнем правом углу листа, в верхнем левом углу, в нижнем правом углу, в нижнем левом (рисунки предварительно закрываются листом бумаги). Затем дети «отыскивают» Буратино, Чебурашку и других сказочных героев, ориентируясь на словесную характеристику: вверху слева, вверху справа, внизу слева, внизу справа. Между первым и вторым словом делается значительная пауза.
Так как дети с общем недоразвитием речи редко могут объяснять свои действия, не в состоянии словесно обозначить расположение предметов, направление движение карандашом, эффективным приемом на логопедических занятиях является отражение в устном отчете ребенка, его практических действий.
Подводя итог, можно сказать, что на основе специально организованных коррекционно-развивающих занятий можно значительно улучшить восприятие и воспроизведение различных свойств пространства. В результате чего удаётся избежать многих специфических трудностей связанных с обучением письменной речи у детей с общим недоразвитием речи.