Ирина Молчанова
НОД в старшей группе «Удмуртия моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей чувство патриотизма, прививать уважительное отношение к государственной символике, развивать познавательный интерес к своему краю и истории удмуртского костюма.
Задачи:
Закрепить знания о государственных символах Удмуртии: флаге, гербе, гимне;
Познакомить детей с особенностями удмуртского костюма;
Развивать творческие способности детей;
Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за свою республику;
Воспитывать интерес и уважение к удмуртской культуре.
Предварительная работа
Знакомство детей с символами Удмуртской республики и географическим расположением, создание уголка на тему: «Удмуртия моя»;
Материал: символы, карта Удмуртской республики; кукла в национальной одежде; заготовки платьев и фартуков удмуртского народа для раскрашивания;
Организационный момент
Воспитатель. Здравствуйте, дети! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Сегодня на улице и пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим. Воспитатель. Отгадайте такую загадку:
Здесь родился, живешь
Уезжаешь - скучаешь,
Как зовут это место, знаете? (Родина)
Воспитатель. Родина. Большое красивое слово. Она у каждого своя, свой уголок земли, который дорог сердцу. Недаром в народе говорят: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитатель. Как наш край называется? (Удмуртия, родниковый край) Сегодня мы с вами поговорим об Удмуртии. Совсем немного места занимает она на карте великой страны России. И если посмотреть на карту Удмуртии, то можно заметить, что по очертаниям она похожа на сердце. В этом есть свой символическийсмысл: близок нашему сердцу наш родной, любимый край. Удмуртию воспевало множество поэтов. Какие стихи вы знаете про Удмуртию?
(Ф. Васильев «Хватает Волге широты и сини», «Люблю тебя Удмуртия моя», «По реке, по Каме»)
Воспитатель. Ребята, у каждой страны есть свои государственные символы. Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн) Как вы думаете, есть ли у Удмуртии перечисленные символы.
Дети: да. Есть.
Воспитатель. Что изображено на гербе Удмуртской Республики? (Ответы детей)
Какие цвета присутствуют на флаге Удмуртии и что они означают? (Ответы детей)
Как вы думаете, что такое гимн? (Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, в Удмуртии живет многонациональный народ, все мы являемся соседями. Кто знает, люди, каких национальностей живут в Удмуртии? (Удмурты, русские, татары, башкиры, марийцы и другие) Правильно, много народов живет в Удмуртии. Каждый народ имеет свою культуру, свой язык, свой костюм. Посмотрите на эту куклу. Она одета в национальный удмуртский костюм. Из чего же он состоит? (Платье, фартук, головной убор, лапти)
- Кукла одета в платье (дэрем) с широким подолом. Поверх платья надет фартук (айшет). На голову надет айшон, украшенный монетами.
- Ребята, кто знает, как называется украшение на груди у куклы? (на груди у куклы одета мониста, которая изготавливалась из монет, денег)
Считалось, что звон серебра отпугивал от девушки злых духов и оберегал от нечистой силы.
Женской будничной обувью были лапти (кут, которые носили с чулками.
-Обратите внимание, какие цвета и узоры преобладают в этом костюме? (Черный, красный, синий, белый; ромб, квадрат, крестики, ломанные и прямые полоски). Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана.
- Ребята, давайте еще раз повторим части одежды удмуртского костюма.
Платье-дэрем
Фартук-айшет
Головной убор - айшон
Лапти-кут
Сегодня эти старинные костюмы украшают музейные залы и вызывают восхищение не менее чем картины или скульптуры известных мастеров.
Практическая часть.
-А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу – украсить платье (дэрем) и фартук (айшет).
Воспитатель. Ребята давайте посмотрим, какие замечательные наряды у вас получились.
Воспитатель. Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось, и что нового узнали