Мария Чикирева
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Согласные звуки. Звуки [М]-[М’]. Слоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков
Задачи:
- знакомить с произношением согласного звука [М], его характеристикой и артикуляцией;
- развивать умения выделять его в речевом потоке;
- познакомить с термином «слог»;
- учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным слогом;
- закрепить умение интонационно выделять звук в слове;
- развивать интерес к словообразованию;
- учить детей делить на слоги дву- трехсложные слова;
- закрепить понятие «слог»;
- развивать умение называть слова с заданным слогом, выделять интонационно звук в слове.
Материал: наглядное пособие «Дом звукобуквенный», дидактическое пособие «Буквы», карточка-обозначение звука (м, схемы слова +синяя и зеленые фишки для воспитателя и всех детей.
Ход ООД
Воспитатель рассказывает историю, в которую включены слова, произносимые по частям (слогам): «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку и побежала с ней на полянку. Посмотрела вокруг – нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: «МА-ша! Са-ша! Та-ня! На-дя» Подружки услышали, прибежали и все начали весело играть».
Вопросы
- Как девочка звала своих подруг (называла ли она сразу целое слово или произносила его по частям?
- Почему девочка именно так звала своих подруг? (Правильный ответ: так лучше слышно.)
Вывод: все слова можно разделить на части, например, ма-ма, па-па, ру-ка, ут-ка, ку-ры, ко-зы, ро-за, ры-ба.
Воспитатель показывает детям, которые используют при делении слов на слоги: хлопки (прохлопывание); шаги; «рука у подбородка» - сколько раз открывается рот и двигает ладонь, подставленную к подбородку.
Термин «слог»
Воспитатель рассказывает о том, что в школе ученики делят слова на части, но вместо слово часть говорят слог, и договаривается с детьми, что они теперь тоже часть слова будут называть слогом.
Игровое упражнение «Подели слова на части»
Делить слова на части методами прохлопывания, шагами, «рука – подбородок» (поднеся руку к подбородку): ма-ма, ры-ба, лу-на, ра-ма, ли-са, му-ка, ру-ка, но-га, ту-ча.
Слова: человек, доска, собака, бабочка, муха, время.
Игра с мячом «Доскажи словечко»
Дети стоят в кругу, воспитатель из центра бросает мяч по очереди каждому ребенку и произносит первый слог слова – ребенок досказывает слово, например, ма-(-лина, -шина, -ма, -ша).
Условие: не повторять ответы других детей.
Игровое упражнение «Услышать слоги»
Воспитатель называет вперемешку слова и слоги, дети слушают, когда услышат слог, хлопают в ладоши.
Условия: сначала услышанный слог отметить хлопком, потом озвучить.
Опорные слова и слоги: машина, да-, стол, книга, на-, дверь, пол, га-, птица, стол, до-, часы, мама, за-, бумага.
Фонетическая зарядка
Как мычит корова? (Му-у-у). Какой первый звук? (звук М)
Вспомните имя девочки с голубыми волосами из сказки «Золотой ключик». (Мальвина)
Как называется холодное, но очень вкусное угощение? (Мороженое.)
Педагог предлагает детям произнести звук М изолированно, обращает внимание на особенности произношения: губы сомкнуты, воздушная струя как бы раскрывает губы.
Как называются звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту («мешают» губы? (Согласные.)
Какой звук вы слышите в начале слов: Мальвина, мороженое? (М – твердый звук). Он обозначается синим цветом.
Какой звук вы слышите в начале слов: Метель, мячик (Мь – мягкий звук). Он обозначается зеленым цветом.
Игра «Доскажи словечко».
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь – лесной (медведь).
По просьбе воспитателя дети выделяют первый звук в слове-отгадке, произносят его изолированно. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в слове медведь звук “м” мягкий.
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (мышка).
Какой звук в слове-отгадке первый? Как он произносится? (Твердый согласный “м”)
Подвижная пауза «Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять – (Дети прыгают на обеих ногах на счет, руки на поясе).
Вышел дождик погулять. (Маршируют)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить? (Разводят руками, пожимают плечами)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» (Ведут пальцем правой руки слева направо и провожают его поворотом головы).
Дождь вздохнул тихонько:
«Ох!» - (Делают глубокий вдох и выдох с междометием «ох»)
И ушел. Газон засох. (Маршируют).
Ознакомление с буквой М
Педагог показывает детям букву М, сопровождая показ стихотворным описанием образа.
Взявшись за руки,
Мы встали
И на М похожи стали.
Дети заштриховывают букву М,м (большая – синим цветом, маленькая – зеленым).