Папки-передвижки

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Согласные звуки. Звуки [М]-[М’]. Слоги»

Мария Чикирева
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Согласные звуки. Звуки [М]-[М’]. Слоги»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков

Задачи:

- знакомить с произношением согласного звука [М], его характеристикой и артикуляцией;

- развивать умения выделять его в речевом потоке;

- познакомить с термином «слог»;

- учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным слогом;

- закрепить умение интонационно выделять звук в слове;

- развивать интерес к словообразованию;

- учить детей делить на слоги дву- трехсложные слова;

- закрепить понятие «слог»;

- развивать умение называть слова с заданным слогом, выделять интонационно звук в слове.

Материал: наглядное пособие «Дом звукобуквенный», дидактическое пособие «Буквы», карточка-обозначение звука (м, схемы слова +синяя и зеленые фишки для воспитателя и всех детей.

Ход ООД

Воспитатель рассказывает историю, в которую включены слова, произносимые по частям (слогам): «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку и побежала с ней на полянку. Посмотрела вокруг – нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: «МА-ша! Са-ша! Та-ня! На-дя» Подружки услышали, прибежали и все начали весело играть».

Вопросы

- Как девочка звала своих подруг (называла ли она сразу целое слово или произносила его по частям?

- Почему девочка именно так звала своих подруг? (Правильный ответ: так лучше слышно.)

Вывод: все слова можно разделить на части, например, ма-ма, па-па, ру-ка, ут-ка, ку-ры, ко-зы, ро-за, ры-ба.

Воспитатель показывает детям, которые используют при делении слов на слоги: хлопки (прохлопывание); шаги; «рука у подбородка» - сколько раз открывается рот и двигает ладонь, подставленную к подбородку.

Термин «слог»

Воспитатель рассказывает о том, что в школе ученики делят слова на части, но вместо слово часть говорят слог, и договаривается с детьми, что они теперь тоже часть слова будут называть слогом.

Игровое упражнение «Подели слова на части»

Делить слова на части методами прохлопывания, шагами, «рука – подбородок» (поднеся руку к подбородку): ма-ма, ры-ба, лу-на, ра-ма, ли-са, му-ка, ру-ка, но-га, ту-ча.

Слова: человек, доска, собака, бабочка, муха, время.

Игра с мячом «Доскажи словечко»

Дети стоят в кругу, воспитатель из центра бросает мяч по очереди каждому ребенку и произносит первый слог слова – ребенок досказывает слово, например, ма-(-лина, -шина, -ма, -ша).

Условие: не повторять ответы других детей.

Игровое упражнение «Услышать слоги»

Воспитатель называет вперемешку слова и слоги, дети слушают, когда услышат слог, хлопают в ладоши.

Условия: сначала услышанный слог отметить хлопком, потом озвучить.

Опорные слова и слоги: машина, да-, стол, книга, на-, дверь, пол, га-, птица, стол, до-, часы, мама, за-, бумага.

Фонетическая зарядка

Как мычит корова? (Му-у-у). Какой первый звук? (звук М)

Вспомните имя девочки с голубыми волосами из сказки «Золотой ключик». (Мальвина)

Как называется холодное, но очень вкусное угощение? (Мороженое.)

Педагог предлагает детям произнести звук М изолированно, обращает внимание на особенности произношения: губы сомкнуты, воздушная струя как бы раскрывает губы.

Как называются звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту («мешают» губы? (Согласные.)

Какой звук вы слышите в начале слов: Мальвина, мороженое? (М – твердый звук). Он обозначается синим цветом.

Какой звук вы слышите в начале слов: Метель, мячик (Мь – мягкий звук). Он обозначается зеленым цветом.

Игра «Доскажи словечко».

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь – лесной (медведь).

По просьбе воспитателя дети выделяют первый звук в слове-отгадке, произносят его изолированно. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в слове медведь звук “м” мягкий.

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (мышка).

Какой звук в слове-отгадке первый? Как он произносится? (Твердый согласный “м”)

Подвижная пауза «Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять – (Дети прыгают на обеих ногах на счет, руки на поясе).

Вышел дождик погулять. (Маршируют)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить? (Разводят руками, пожимают плечами)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» (Ведут пальцем правой руки слева направо и провожают его поворотом головы).

Дождь вздохнул тихонько:

«Ох!» - (Делают глубокий вдох и выдох с междометием «ох»)

И ушел. Газон засох. (Маршируют).

Ознакомление с буквой М

Педагог показывает детям букву М, сопровождая показ стихотворным описанием образа.

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.

Дети заштриховывают букву М,м (большая – синим цветом, маленькая – зеленым).

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]»Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]» Вид деятельности: Занятие по подготовке к обучению грамоте Тема: «Звуки [С] и [Ш]» Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Согласные звуки. Звуки [М]-[М’]. Слоги»
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 16:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Согласные звуки. Звуки [М]-[М’]. Слоги»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Чикирева (УИ 2002386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД