Надежда Котова
Профилактика нарушений письма и чтения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
«Профилактика нарушений письма и чтения у детей»
Уважаемые родители! Давайте поможем вашему ребенку учиться с увлечением и преодолевать первые трудности обучения грамоте. Для этого, вам, как заботливым родителям, важно знать о профилактике нарушений чтения и письма.
Что делать?
1. Уточнять представления детей о форме, цвете, величине.
Сравнивайте по различным признакам овощи, фрукты, дома, деревья, мячики, машинки и т. п. Это помогает выделить существенное отличие.
2. Уточнять и расширять зрительную память.
Публикация «Профилактика нарушений письма и чтения у детей» размещена в разделах
Даются задания типа «Что исчезло? Нарисуй по памяти». Дети любят играть в такие игры. Нарисуйте машинку без колеса или спрячьте предмет в комнате, которые постоянно был на виду. Ребенок с интересом будет искать его, а в это время будет расширяться его зрительная память.
3. Формировать пространственные представления.
Сюда входит работа над пространственными предлогами. Усвоение ребенком смыслового значения предлогов и понятий.
4. Учить выделять отдельный звук среди других и определять его место в слове.
Ребенку важно уметь:
• определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
• делить слова на слоги;
• развивать слоговой анализ и синтез;
• различать твердые и мягкие согласные;
• различать гласные и согласные звуки;
• различать слова, похожие по звучанию;
• различать слова, отличающие одним звуком
• осознать основные элементы языка.
5. Формировать правильное звукопроизношение.
Родители, вы должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. А если ребенок произносит отдельные звуки неправильно, вам необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и письме. Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.
6. Развивать моторику и графические навыки.
Необходимо тренировать:
• пространственное восприятие, пространственное представление, зрительно- пространственный анализ и синтез (ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей; ориентировка в окружающем пространстве: расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами и их изображениями, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу», «вверху» и т. д.);
• общую моторику;
• мелкую моторику (игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).
Используются приё мы:
• пальчиковые упражнения;
• пальчиковые игры;
• штриховки (вертикальные, наклонные, горизонтальные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т. д.).
7. Развивать и накапливать словарь.
Поиграйте в игры: «10 животных», «Кто больше ягод назовет?», «Что растет на грядке?», «Едем в мебельный магазин» и т. п. Так накапливаются слова по различным темам. При этом ребенок запоминает обобщающие слова. Также, очень полезно учить ребенка:
• использовать в речи глаголы с приставками;
• подбирать противоположные по смыслу прилагательные;
• употреблять наречия;
• понимать значения слов;
• определять количество и последовательность слов в предложении;
• составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
• пересказывать текст;
• рассказывать сказку.
8. Не перегружайте ребенка непосильными заданиями.
Если ребенок устал – пусть отдохнет, ему трудно – возможно, материал очень сложный для его восприятия. Следите за психологической готовностью к обучению. У каждого индивидуальный путь речевого развития.
Выполняя эти задания, ваш ребенок не только избежит возможных нарушений чтения и письма, но и разовьет память, внимание, мышление. Значит, он будет более уверен и успешен в школе. Будьте внимательны к вашему ребенку, ведь от вашей помощи зависит его детское счастье!