Юлия Загинайлова
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «приоритет жизни и здоровья человека». Формирование здоровья детей, полноценное их развитие – это одна из основных проблем в современном обществе.
Осанка является одной из характеристик физического и психического развития ребенка. Правильная осанка формируется с самого раннего детства, и как другие двигательные умения и навыки, развивается и закрепляется в процессе всей жизни под влиянием многих условий. Самый благоприятный период для формирования правильной осанки - от рождения до 10 лет. По данным разных исследований, количество детей с нарушением осанки составляет от 60 до 80%. О. Г. Елисеева отмечает, что только здоровые дети могут эффективно начать учебу в школе. При недостатках педагогического воздействия в дошкольном возрасте частота нарушений осанки у школьников значительно возрастает, так как с началом обучения в школе происходит перестройка в режиме дня детей, а значит, и деятельности всех систем организма. Поэтому очень важно осуществлять квалифицированную коррекцию имеющихся недостатков в развитии, начиная с раннего возраста.
Публикация «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников» размещена в разделах
Осанкой называется правильная поза, которую занимает тело человека, находясь в спокойном положении стоя: центральные оси туловища и головы совпадают и находятся перпендикулярно полу, плечи умеренно развернуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выдаются, грудная клетка цилиндрическая, умеренно выступает вперед.
При дефектах осанки наблюдаются изменения изгибов позвоночника, плеч, лопаток, грудной клетки. Наиболее распространенный из всех видов деформаций – сколиоз – боковое искривление позвоночника. Визуально это можно определить асимметричным положением лопаток, головы, грудной
клетки. Асимметрия лопаток – начальная стадия сколиоза. При этом состоянии углы лопаток находятся на разном уровне, одно из плеч может быть опущено.
Причины формирования неправильной осанки:
1. Ослабление, плохое развитие мышечной массы плечевого пояса.
2. Отставание развития мышц от темпов роста скелета.
3. Неправильная поза ребенка во время сна, игр, чтения, рисования и т. д.
4. Дефицит витамина D и кальция в организме.
Нарушение осанки в свою очередь сказывается на многих функциях организма. Дети с неправильной осанкой отстают в физическом развитии,
нарушаются функции дыхания и сна, снижаются функции памяти, внимания, понижается работоспособность.
Еще одно наиболее распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата у детей - это плоскостопие.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Причиной плоскостопия обычно становятся слабость мышц и связок (в первую очередь из-за недостатка двигательной активности, узкая и тесная обувь, толстая негнущаяся подошва, которая лишает стопу ее естественной гибкости. Плоскостопие служит причиной повышенной утомляемости при ходьбе и беге, а в дальнейшем может привести и к деформации стопы и пальцев ног.
Решить все эти проблемы можно только при условии активного взаимодействия взрослых - педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Для формирования правильной осанки полезно:
Разумные занятия спортом и физической культурой с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приносят профилактический и оздоровительный эффект: занятия плаванием, стойка у стены спиной (оформление «Стены осанки» в детском саду и дома, тренировка координации движений (упражнения «ласточка», равновесие на одной ноге, ходьба по бревну, упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка, деревянного кубика, резинового мяча, книжки).
Обеспечение достаточной двигательной активности детей: утренняя гимнастика, подвижные игры (в играх могут быть использованы разнообразные исходные положения, в том числе положения лежа, стоя на четвереньках и т. д. ; упражнения в таких играх должны выполняться в среднем и медленном темпе, физкультминутки, как можно меньше статических поз.
Правильная организация спального места для ребенка.
Соответствующая возрасту, размеру, удобная обувь.
Особое значение для правильного формирования скелета имеет полноценное и богатое витаминами и микроэлементами питание. В противном случае из-за недостатка необходимых веществ возможно развитие рахита – заболевания, связанного с деформациями костей скелета, таких как искривление ног, деформации позвоночника, грудной клетки, свода стопы и т. д.
Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка, выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом, а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.