Юлия Бережная
Профилактика дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных направлений формирования грамматически правильной устной речи является работа по предупреждению дислексии у дошкольников.
Дислексия – состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного [2].
Публикация «Профилактика дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами игровой деятельности» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, страдающие несформированностью фонематического слуха, зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, находятся в особой группе риска.
Профилактика – самая эффективная мера, позволяющая своевременно предупредить возможные трудности в овладении детьми чтением [3].
Предупредить ошибки всегда намного легче, чем потом их исправить, поэтому профилактическую работу нужно начинать как можно раньше. И это особенно важно для детей с ТНР.
Как известно, игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольный период детства, поэтому педагогам необходимо использовать ее возможности для профилактики дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Игровая деятельность – это деятельность ребенка в рамках воображаемой (условной, мнимой) ситуации, мотив которой заключается в осуществлении самой деятельности [1]
Основной целью коррекционного воздействия является формирование тех психических функций и процессов, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса чтения. Поэтому с целью профилактики дислексии у детей с ТНР проводится систематическая работа, направленна на:
- развитие языкового анализа и синтеза;
- развитие слогового синтеза;
- развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении;
- расширение и уточнение лексического запаса дошкольников;
- развитие зрительно-пространственных функций.
Ниже представим игры для профилактики дислексии у дошкольников с ТНР, которые можно использовать в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулке.
Например, предлагаем следующие игры на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.
1. Найти букву, среди графически сходных.
2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.
3. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.
4. Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
5. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.
6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
7. Дописать букву.
8. Назвать буквы наложенные друг на друга.
9. Определить правильно и неправильно написанные буквы.
10. «На что похожа буква?»
11. Конструирование букв из элементов.
12. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счётных палочек.
13. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.
14. Изготовление букв из семечек, гороха, фасоли, гречки
15. Письмо по манной крупе, на песке.
16. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.
17. Выкладывание букв с помощью ниток, шнурков.
Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих игр:
1. Определить количество слогов в названных словах – поднять соответствующую цифру.
2. Игра «Хлоп – топ». Отхлопывается количество слогов в слове, а затем делается столько шагов вперёд, сколько слогов в слове.
3. Игра «Домики». Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.
4. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1;2;3. В первом вагоне размещаются слова-картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трех.
5. Игра «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово ( например: мама, шина, Надя – машина).
6. Определить пропущенный слог в названии картинок.
7. «Угадай, кто к нам пришел?» Заранее готовятся игрушки, дети – угадывают их по слогам, данным в беспорядке ( например: ка – миш, ка – зай, са – ли).
8. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.
9. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.
10. По сюжетной картинке назвать слова из 1;2;3 слогов.
11. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивали слоговую структуру слова, дети отгадывали, что это за слово (по картинкам).
Таким образом, только целенаправленная и систематическая работа по профилактике дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи позволит предупредить нарушения чтения. Использование игровой деятельности для решений этой цели повысит эффективность, реализуемой в ДОУ, работы по профилактике дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Библиографический список
1. Куликова И. Н., Овеснова С. П., Вакеева Е. Б. Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР// Специальное образование. 2014. С. 116-119.
2. Макарова С. А. Дислексия или нарушения чтения : виды, симптомы, способы профилактики и коррекции. Методическое пособие для педагогов начальной школы. Ирбит, 2020. 23 с.
3. Тюнеева А. А. Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников с ТНР // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 1 (7). С. 131-135.