Татьяна Мещерякова
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
Пройдет последний месяц весны, пролетят три летних месяца, и выпускники подготовительных групп детского сада пойдут в первый класс. Перед первоклассниками стоит сложная задача – овладение письменной речью. Часто бывает так: в первом учебном полугодии у ребенка все благополучно. Он читает и пишет не хуже других детей в классе. И вдруг: «Вам надо заниматься дополнительно со школьным логопедом!». Казалось бы, ребенок произносит все звуки правильно, читает достаточно быстро, понимает прочитанное. В чем же дело? А дело в том, что школьный логопед выявил у ребенка признаки нарушения письменной речи – дисграфию.
Публикация «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в специфических, стойких, многократных, повторяющихся ошибках.
Как проявляется дисграфия на письме у первоклассников:
1. Если ребенок неправильно произносит звуки (сапка, шапоги, лакета и пр., он так и напишет эти слова, потому что при письме он их мысленно проговаривает именно с «неправильными» звуками.
2. Ребенок имеет чистое звукопроизношение, но при чтении и письме путает звуки со схожими по звонкости/глухости (б-п,т-д,г-к, или по твердости / мягкости. Вместо «дубок, банка» пишет «тупок, панка».
3. Ребенок затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки, пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
4. Ребенок не умеет анализировать (т. е. четко понимать и представлять) последовательность звуков и слогов в словах, последовательность слов в предложении. Это проявляется в том, что на письме ребенок пропускает буквы и слоги в словах (лимон = ЛМН, дружно = дуружно, репка = рекпа, прикрепляет к одному слову часть следующего слова и т. п.
5. Ребенок с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно. Буквы и цифры разного размера, строчка то опускается, то поднимается.
6. Существует еще один тип дисграфических ошибок письма, но он проявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т. п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать разные части речи между собой.
В группу риска по дисграфии входят дети, если:
• ребенок от рождения левша;
• малыша переучили на правшу;
• в дошкольном возрасте у него были логопедические проблемы;
• в семье разговаривают сразу на нескольких языках;
• обучать ребенка грамоте начали неоправданно рано или слишком рано отдали в школу;
• у малыша нарушено внимание и имеются проблемы с памятью;
• ребенок слишком много времени проводит перед экраном телевизора: глазные мышцы привыкают к хаотичному движению и в дальнейшем ребенку трудно последовательно следить за строчкой при чтении и письме.
Почему возникает дисграфия?
1. Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функций их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного. Редко кто связывает двойки в тетрадках с периодом внутриутробного развития ребенка. К сожалению, любое неблагополучие в период вынашивания ребенка может повлиять на формирование важных функций его головного мозга.
2. Специфические ошибки на письме в школе – следствие нарушения устной речи дошкольников. К сожалению, не всегда родители читают детям сказки, а дети не рассказывают, как прошел день в детском саду. Часто разговор родителей с малышом ограничивается короткими фразами «Ел? Дрался?» Нередко мама и не ждет ответа ребенка, сама отвечает за него. Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас и чистое звукопроизношение.
3. Трудности левши. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызвать трудности в освоении письменной речи.
Внимание! Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.