Екатерина Горшкова
Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дислексия- частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся в ошибках стойкого характера.
Дисграфия- частичное специфическое нарушение навыка письма, обусловленное недоразвитием психических функций, входящих в структуру письма.
К мерам ранней профилактики относятся целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно:
1. Развитие дифференцированного слухового восприятия.
Публикация «Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников» размещена в разделах
2. Развитие фонематического анализа и синтеза слов.
3. Забота о своевременном исчезновении нарушения звукопроизношения.
4. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
5. Обогащение словарного запаса о правильном формировании грамматического строя речи.
Сначала надо научить ребёнка отличать любые имеющиеся в природе звуки друг от друга по высоте, громкости и длительности звучания, тем самым мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков.
Далее нужно приучать ребёнка соотносить тот или иной слышимый им звук с определённым скрытым от него предметом, издающим этот звук.
Очень важно также развивать у ребёнка умение определять направление источника звука.
При развитии фонематического анализа и синтеза слов обращается внимание на количество слогов в слове, звуков, уделяется внимание наличию заданного звука в слове, позиции заданного звука в слове, если это согласный звук, то какой он - твердый или мягкий.
Необходимо также содействовать и развитию ориентировки ребёнка в собственном теле, поскольку именно в зависимости от выделения левой и правой руки в дальнейшем у него формируется представление о левой и правой сторонах пространства. Далее следует развивать ориентацию на листе.
Что касается обогащения словарного запаса, то здесь также необходима специальная и постоянная забота окружающих ребёнка взрослых людей.
Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются безударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать. Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т. п.)
Помимо создания названных необходимых условий для полноценного формирования у ребёнка грамматического строя речи очень важно и специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.
В дошкольном возрасте возможно предупредить возникновение дисграфии у детей путём устранения у них уже появившихся её предпосылок. Однако наличие предпосылок дисграфии- это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития.