Екатерина Легерис
Профессиональные пробы «Шаг к профессии» Профессиональные пробы «Шаг к профессии» для учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
18 мая 2024 года учащиеся объединения «Шаг в будущее» МУДО «Центр Дополнительного Образования» прошли профессиональные пробы на базе ГАУК СО Исторический парк «Россия - Моя история», приняв участие во Всероссийской акции «Ночь музеев - 2024». Тема мероприятия была связана с семьёй — «Из поколения в поколение. Семейные реликвии».
Цель участия в акции: «продать» идею важности профессионального самоопределения, чтобы она помогала развитию и определению карьерного пути для взрослых и детей, а не оставалась формальным процессом.
К участию в акции были привлечены учащиеся, изъявившие желание примерить на себя профессии: педагог, психолог, профориентолог, менеджер, маркетолог, пиар-менеджер.
Профессиональные пробы – эффективный вид образовательной деятельности, педагогической задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. Ведь, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий.
«Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Целью профессиональных проб является побуждение обучающихся к деятельности, к достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием, и как результат, осознание обучающимся себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности.» (Егорова Н. А.)
Описание профессиональных проб «Знакомлюсь с профессией»
Для прохождения профессиональных проб и участия во Всероссийской акции «Ночь музеев - 2024» 18 мая 2024 года на базе ГАУК СО «Исторический парк «Россия - Моя история» учащиеся объединения «Шаг в будущее» совместно с педагогом подготовили профориентационный мастер-класс для детей и родителей «Профориентация - это просто!».
Участие должно помочь учащимся «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах и определиться с недостатками.
Задачи профессиональных проб:
• моделирование различные элементов профессиональной деятельности;
• определение уровня готовности к профессиональной деятельности;
• обеспечение условий для качественного выполнения профессиональных проб.
Форма профессиональной пробы - трудовое задание.
Профессии, по которым проходили профессиональные пробы: педагог, психолог, профориентолог, менеджер, маркетолог, пиар-менеджер.
Этапы содержания профессиональной пробы
В содержании профессиональной пробы выделили три этапа:
1. Ознакомительный
Решали задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся были: анкета профессиональных интересов и ознакомительная беседа. Полученная информация дала возможность определить состояние общей готовности детей к выполнению профессиональной пробы.
https://oec-static.main.sgu.ru/storage/oec-j2ee6/ROOT/userFiles/messages/messages_1702940845.pdf
2. Подготовительный
Знакомились с реальной деятельностью специалистов предполагаемой профессиональной пробы в ходе просмотра видео, бесед, посещения занятий. Подбирали необходимые методики для работы. Совместно с педагогом разрабатывали и создавали интерактивные игры для посетителей музея: «Коробка выбора», «Семейный стартап», «Кузьма ищет работу», графический тест «Выбери фигуру», графический тесты акцентуации характера и поведения.
3. Практический
Выполнение рабочих задач, поставленных педагогом в ходе участия в акции «Ночь музеев - 2024», с целью «продать» идею важности профессионального самоопределения, через интерактивные профориентационные игры.
Варианты моделирования профессиональной деятельности
Для моделирования профессиональной деятельности: разработаны задания различных уровней сложности, являющиеся наиболее распространенными для профессии, выбранной участниками.
Выполняемые задания отличаются друг от друга спецификой, охватывающих данную профессиональную деятельность. Разнообразие задач, влияет на успешность выполнения заданий различного уровня сложности.
Каждый этап профессиональной пробы предполагает получение определённого результата деятельности учащегося.
Педагогические условия проведения профессиональных проб
1. Педагог дополнительного образования разработала: содержание профессиональных проб с выделением этапов и уровней сложности выполнения заданий; подобрала инструменты, методическую документацию; разработала критерии оценки выполнения профессиональных проб.
2. Ознакомила с требованиями, предъявляемыми к профессии и содержанием профессиональной деятельности, с предметами, средствами, целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности.
3. Диагностическое тестирование проводилось на занятиях объединения. Такая форма контроля способствует в ходе выполнения профессиональных проб самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, его индивидуальным возможностям. Педагогом были подобраны методики к проведению диагностического тестирования.
4. Было проведено выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволило получить представление об интересах учащихся, уровне их знаний, опыте в профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности к выполнению заданий различной сложности.
5. Всех учащихся и их родителей ознакомили с содержанием профессиональных проб и организацией их реализации.
Практический этап профессиональных проб
ЗАДАНИЕ +УСЛОВИЕ =РЕЗУЛЬТАТ
Перед учащимися ставится задание конкретного уровня сложности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении, и определяется тот результат, который учащийся должен получить по завершении профессиональной деятельности.
В ходе выполнения профессиональных проб выявляется, формируется и закрепляется необходимый объем представлений и навыков, которые требуются для качественного выполнения заданий.
Рефлексия полученного опыта
Профессиональные пробы завершились подведением итогов в форме рефлексии полученного опыта, в ходе которой выяснялось, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении проб.
Оценка условий и ресурсов
Для реализации профессиональных проб ГАУК СО «Исторический парк «Россия - Моя история» предоставил нам рабочее место, два демонстрационных экрана, столы и стулья.
Педагог совместно с учащимися подготовили необходимое материально-техническое обеспечение для участия в акции:
созданы игры «Коробка выбора», «Семейный стартап», «Кузьма ищет работу», графический тест «Выбери фигуру»;
распечатаны бланки графических тестов «В чём ваша проблема», «Паутина», «Геометрическая картина мира», «Птица»;
подготовлены рекламные видеоролики;
созданы публикации в социальных сетях;
подготовлены QR коды для размещения на столах;
закуплены планшеты и шариковые ручки, карандаши цветные, фломастеры;
подобран персонаж Кузьма и написано его резюме.
В процессе выполнения профессиональных проб учащиеся получили опыт профессиональной деятельности педагога, психолога, профориентолога, менеджера, маркетолога, пиар-менеджера. Также смогли соотнести свои интересы, индивидуальные особенности с требованиями данной профессии в конкретной практической деятельности.
Участие в проекте «Ночь музеев - 2024» позволило наиболее эффективно и в сжатые сроки отработать навыки специалистов выбранных профессий.
Выбранные условия позволили реализовать познавательную, развивающую и диагностическую функции профессиональных проб.
Итоги профессиональной пробы для учащегося
По итогам выполнения профессиональных проб учащийся знает:
· содержание и характер труда в данной сфере деятельности;
· требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
· базовые теоретические и практические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
· технологию выполнения профессиональной пробы;
· правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
· методики, технологии, материально-техническое обеспечение и правила их использования на примере практической пробы.
Учащиеся умеют:
· выполнять базовые действия;
· пользоваться методиками и документацией;
· соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
· создавать игры и материальную базу для них.
Результаты
Учащиеся, успешно прошли профессиональные пробы и проявили ещё больший интерес к профессиям, выявленным на этапе собеседования и анкетирования. Участники профессиональных проб решили продолжить изучение профессии, расширить знания и навыки с целью поступления в ВУЗ и последующего трудоустройства по выбранной профессии.
Ссылка на публикацию с отзывом двоих участников:
https://vk.com/wall-216851300_284
Ссылка на публикации участия во Всероссийской акции «Ночь музеев – 2024»:
https://vk.com/clip391020000_456239539
https://vk.com/clip391020000_456239528
https://vk.com/wall-216851300_225