Светлана Морозова
Профессиональная педагогическая этика: проблемы дополнительного образования
▼ Скачать
«Обучая учусь».
Сенека Старший
Согласно последним нормативно-правовым документам в области дошкольного образования, провозглашается идея деятельностного интегративного подхода к формированию личности ребенка.
В настоящее время дошкольная организация имеет возможности сочетать дошкольное традиционное образование с дополнительным. В рамках повседневной деятельности с помощью приёмов мониторинга и диагностики выявляются наиболее нужные и востребованные направления в дополнительном образовании у конкретных групп детей, таким образом выполняется один из важнейших принципов работы – индивидуальный подход. При этом возникает замечательная полифония, с одной стороны дополнительное образование выступает как мощное средство развития личности ребенка, с другой его организация и осуществление служит одним из эффективных способов развития у педагогов потребности в непрерывном профессиональном росте.
Публикация «Профессиональная педагогическая этика: проблемы дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Одна из задач в воспитании современного ребенка заключается в формировании целостной, гармоничной, способной творчески мыслить личности, умеющей учиться, делать правильный выбор, творчески подходить к решению поставленных задач. Ребёнок учится познавать мир, как уже доказали ряд выдающихся педагогов, прежде всего на примере наставника взрослого, близких ему людей.
Ещё Конфуций провозгласил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».
Современный воспитатель должен быть не только высоконравственной гармоничной личностью, чтобы не навредить своим «воспитанием» ребенку, но и иметь качества которые позволят сочетать умение видеть потенциал маленького человека и иметь собственное мастерство, чтобы раскрыть и развить его талант. Именно в дополнительном образовании – любимом деле, выбранном с помощью взрослых, ребенок может ярче раскрыться, получить положительный опыт успеха, развить свои навыки. В дополнительном образовании как нигде проявляется потребность в соблюдении принципов профессиональной этики по отношению к ребенку.
Исторически сложилось, что подходы к пониманию взаимодействия педагога с ребенком претерпевали сильные, под час кардинальные изменения. Но что интересно, если проследить какие системы ценностей предлагали выдающиеся педагоги, то в основных понятиях и ориентирах они оказывается весьма схожи. В первую очередь такие системы построены на уважении к личности маленького человека. Посмотрим примеры.
«Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей».
В. А. Сухомлинский
«Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.»
А. П. Чехов
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
К. Д. Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский внес весомый вклад в разработку основ педагогической этики как сферы проявления морали в профессиональной деятельности учителя. Он отмечал, что для воспитания ребенка важно сотрудничество, отказ от «воли власти над детьми», побуждение детей к творчеству в процессе овладения ими нравственными ценностями и нравственным опытом. Основоположник русской школы научной педагогики, он указывал на большое значение повышения эффективности нравственного самообразования и самовоспитания учителя и учащихся. Но в наше время эти задачи ещё более актуальны, только благодаря такому подходу появляется возможность решения всего множества вопросов и проблем в области профессиональной педагогической этики. Идеалы и ценности, транслируемые обществом, субкультурами, бесконтрольными средствами массовой информации, семьей и сферой государственных ДОУ мозаичны и существенно различаются, поэтому современному воспитателю сложно поддерживать основы педагогической этики как сферы проявления морали в профессиональной деятельности – о которой говорил Ушинский.
Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Воспитатель должен принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.
Дополнительное образование большей частью имеет творческие направления, поэтому воспитатель должен иметь определенные качества.
Признаки и элементы педагогического такта.
Основными элементами педагогического такта являются :
• Требовательность и уважительность к воспитаннику;
• Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;
• Внимательность, чуткость педагога.
Успех педагогической деятельности во многом зависит от эмоциональной культуры, которая в свою очередь отражает уровень профессионального мастерства.
10 принципов воспитания детей Януша Корчака
для родителей
Януш Корчак (1878-1942) – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.
В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять Дом сирот на произвол судьбы накануне страшных событий.
Во второй раз – когда отказался бежать из варшавского гетто.
В третий раз было так. Когда все обитатели Дома сирот уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
- Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
- А дети?
- Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
- Ошибаетесь. Не могу. Не все люди мерзавцы.
Никого из очевидцев этого разговора не осталось в живых. Как не осталось свидетелей и того, что Корчак по дороге в Треблинку рассказывал детям сказки, чтобы отвлечь их от тяжелых мыслей. Но эти эпизоды настолько характерны для личности «старого доктора», настолько соответствуют стилю всей его педагогической и человеческой жизни, что не вызывает сомнений – это было именно так. Янош Корчак – педагог, который отказался покинуть своих детей на пороге газовой камеры. Не покинул и погиб в немецком концентрационном лагере Треблинка вместе со своими воспитанниками – детьми из варшавского Дома сирот, хотя мог бы спастись. После всего сказанного можно больше ничего не знать о Корчаке. Великий Человек!
10 принципов воспитания детей, рекомендованных этим потрясающим педагогом.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Таким образом мы видим, что в корне профессиональной этики заложены нравственные идеалы, основанные на уважении и любви к детям. Что же такое современная профессиональная педагогическая этика? Где рамки и практическое ее проявление? Какие сложности и проблемы могут возникнуть у педагогов дополнительного образования в ДОУ?
Профессионально-этическая культура представляет собой систему профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности педагога.
Педагогическая культура – совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность.
Основные составляющие профессионально-этической культуры педагога : общительность, доброжелательность, тактичность, толерантность, чувство меры, справедливость, отзывчивость, стремление понять другого; самосовершенствование и творчество.
Одной из часто повторяющихся проблем в процессе дополнительного образования является подмена целей: не развитие творчества у детей, а наоборот, навязывание стереотипов, шаблонов, искусственных и ненужных рамок. В таком случае личность воспитателя может привнести диссонанс.
Навязывание воли, чрезмерная настойчивость, торопливость, излишняя жёсткость может способствовать торможению развития личности у ребенка, раскрытию творческих способностей и даже нарушению благоприятного эмоционального фона. Настоящий педагог не имеет права допускать такие ошибки и должен постоянно вести внутренний мониторинг, самодиагностику, помнить золотые слова А. П. Чехова «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.»
Современная Россия, государство и общество даёт все возможности педагогу развиваться, творить и нести великую миссию – воспитания детей – на основе нашей великой истории творить наше великое будущее!