Анастасия Удалая
Проектный метод в работе по ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Проектный метод в работе по ранней профориентации дошкольников.
Удивительная страна – Детство! Можно мечтать о своём будущем, например… Кем быть?
• Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать Антуан де Сент-Экзюпери
Публикация «Проектный метод в работе по ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
• Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в отечественной педагогике, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высоких достижений в различных сферах деятельности. В условиях введения ФГОС дошкольного образования особое значение приобретают вопросы раннего трудового ориентирования детей, так как именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, организуется воспитательно-образовательная деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Результатом работы может быть : решение проблемы, составление альбома, стенгазеты, книги, презентации, праздник и т. д.
Актуальность:
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике разработана недостаточно. Формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности. Представления дошкольников о профессиях ограничиваются, в основном, профессиями родителей, воспитателя, продавца, врача, полицейского. Но и об этих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих знаний является важным звеном социальной адаптации ребенка.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире, в связи с этим и был разработан проект «Город мастеров».
Цель проекта :
Познакомить детей с разнообразием творческих профессий взрослых и важности труда в любой профессиональной деятельности.
Задачи проекта :
Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
Расширить представление у детей о разных видах труда взрослых;
Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий;
Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
Этапы реализации проекта :
I этап «Подготовительный»
«Проблемная ситуация»
Кем и где работают мои родители?
Какие профессии популярны в нашем городе?
Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?
В ходе данного этапа проводится предварительная работа : определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с творческими профессиями.
II этап – «Организационный»
Организация развивающей предметной среды:
подбор художественной литературы
Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок
пополнение и изготовление атрибутов для различных сюжетно-ролевых игр
Подбор дидактических, словесных, настольных игр.
III этап - «Познавательно-творческий»
Просмотр презентаций о профессиях, беседы о новых современных профессиях
Беседы о профессиях родителей
Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки)
Организация дидактических, словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр, игр-этюдов
Продуктивная деятельность: творческие коллективные работы, творческие семейные работы, рисование, аппликация, лепка.
IV этап «Презентационный»
Проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы, представление результатов проекта в виде :
Открытое мероприятие совместная деятельность «Город мастеров».
• Методику работы с детьми в рамках профориентированного проекта мы разрабатываем на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом мы с детьми беседуем, рассматриваем предметы, иллюстрации, фото- и видеоматериалы, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем рассказы.
Успешное осуществление профориентационной работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки шприц и фонендоскоп он может стать доктором. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.
Разрабатываются конспекты занятий с детьми, методическое пособие «В мире профессий», приобретены и изготовлены дидактические, настольные игры по профессиям.
• Работа в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями взрослых реализуется в соответствии с принципами воспитания у детей позитивного отношения к труду: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; принцип новизны (использование новейших информационных технологий); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Таким образом, проектная деятельность подняла на более высокий уровень профориентационную работу с дошкольниками
• Дети знают о профессиях своих родителей, знакомятся с новыми профессиями. Пополнят словарный запас по теме, и активно используют в речи изученный словарь.
• У детей сформированы знания и представления о профессиях, орудиях труда, месте работы, оборудовании, о творческой составляющей профессий.
Родители стали источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом.