Людмила Жиркова
Проектный метод как средство повышения эффективности качества образования в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время целевым ориентиром политики государства в сфере образования является проведение системы мероприятий для повышения качества оказываемых образовательных услуг. Осуществление этой задачи возможно в такой дошкольной образовательной организации, где свою деятельность осуществляет высококвалифицированный руководитель, понимающий необходимость работы организации с инновационными методами и конкурентоспособном режиме.
Публикация «Проектный метод как средство повышения эффективности качества образования в ДОО» размещена в разделах
Управленческая деятельность с использованием проектного метода, имеет прямое отношение к динамичному развитию, эффективному взаимодействию организации с гражданскими институтами по преодолению разнообразных проблем. Возможности такой деятельности хорошо заметны
в практике. Проектный метод в управлении ДОО как программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная проблема, требующая разрешения или улучшения ситуации. Проектный метод и формирующееся проектное мышление становятся «общим делом» всей структуры ДОО
и общей «зоной ответственности». Под проектным нововведением понимая разновидность такого управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение определенного явления
или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.
В современном образовании актуально применение метода управления проектами в задачах модернизации системы образования и ввода новых дополнительных образовательных услуг. В связи с заявленным курсом управленческой деятельности дошкольной образовательной организации
на инновационный путь развития, возросла роль проектов, в основе которых лежит инновация (нововведение) – новая услуга, новые образовательные технологии, новый подход к организации работ.
Как следствие выявленных противоречий и необходимостью их разрешения в сфере современного менеджмента системы дошкольного образования, определена тема проекта «Метод проектов в образовательном процессе ДОО».
Паспорт проекта «Метод проектов в образовательном процессе ДОО» МБДОУ ЦРР «Детского сада № 21 «Кэнчээри»
Наименование проекта : Проект «Метод проектов в образовательном процессе ДОО» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ ЦРР «Детского сада № 21 «Кэнчээри» (далее по тексту – Проект).
Статус Проекта : Нормативный документ ДОО. Нормативный метод совместной деятельности педагогического коллектива, определяющего исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав
и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Ответственный исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ ЦРР «Детского сада № 21 «Кэнчээри» городского округа «город Якутск».
Нормативно—правовые основания для разработки Проекта :
– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании»;
– Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
– Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
– Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка;
– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г.
№ 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
– Стратегия экономического и социального развития РК на период
до 2020 г. (от 26.01.2009 № 22 от 22.12.2009 № 390);
– Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 года
№ 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-теле-коммуникабельной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
– Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1. 3049-13;
– Указ Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 «О мерах
по реализации государственной политики в области образования и науки».
– Приказ Министерства труда и социальной политики
РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении Профессионального стандарта»;
– Устав МБДОУ ЦРР детского сада №21 «Кэнчээри»;
– Основная образовательная программа МБДОУ ЦРР детского сада
№21 «Кэнчээри».
Проблема: Развитие дошкольного образовательного учреждения
в условиях, заданных ФГОС ДО, основными ориентирами которого являются:
– повышение социального статуса дошкольного образования;
– обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования
и государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований;
– сохранение единства образовательного пространства
РФ относительно уровня ДО;
– объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования;
– недостаточная готовность и включённость родителей
в управление качеством образования детей через общественно
-государственные формы управления;
– необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий;
– необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг.
Цель: повышение эффективности качества образования путем создания системы сопровождения педагогов через внедрение современных проектных технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
- разработать концепцию образовательного пространства ДОО
в режиме развития;
- повышение качества образования в ДОО через внедрение современных педагогических технологий;
- создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов;
- разработать систему мотивационных мероприятий, направленных
на вовлечение педагогов в инновационную деятельность;
- обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования
в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования;
- обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОО, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования
и достижению новых образовательных результатов;
- совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
- реализация коррекционно-развивающей поддержки детям
с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии;
- использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного
и начального общего образования;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования;
- развитие системы управления ДОО на основе включения родителей в управленческий процесс;
- разработать механизмы оценки эффективности образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, реализации Проекта «Метод проектов в образовательном процессе ДОО».
Сроки и этапы реализации Проекта :
Проект реализуется в период 2020-2023 гг. в три этапа:
I этап (2020 г.) – организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы).
Разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапного метода и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
Реализацией проектов в дошкольном учреждении руководит проектный совет, основной целью которого является создание условий
для инновационных процессов в детском саду.
В его задачи входит:
– руководство образовательными проектами;
– консультирование педагогов;
– утверждение проектов;
– контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.
Проектным советом разработаны методические рекомендации
для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
II этап (2021 – 2022 гг) - практический этап (работа
по преобразованию существующей системы).
На данном этапе осуществляется самостоятельное проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество
с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОО, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.
III этап (2023 г.) - итоговый: аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших
в учреждении).
Подводятся результаты проектной деятельности педагогов
за учебный год (участие в конференциях разного уровня, издание педагогического сборника, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах,
мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме. Составленный план мероприятий представлен по содержанию деятельности и прогнозируемым результатам