Наталья Бабанина
Проектно-исследовательская деятельность детей «Путешествие в Африку» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дети в дошкольном возрасте имеют ограниченные представления о жителях других стран, о природе других климатических зон, о представителях флоры и фауны. Представления ребенка-дошкольника складываются по увиденным мультфильмам, детским книгам и т. д. Часто эти представления не соответствуют действительности. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность детей „Путешествие в Африку“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные жарких стран. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги, родители. Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Цель:
Создание условий для развития познавательной активности дошкольников, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.
Задачи:
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативы.
2. Развитие умения искать и предлагать различные пути решения поставленной проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
3. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, переносить полученные знания на другие сферы деятельности.
4. Развитие познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы
Длительность проекта : краткосрочный, одна неделя.
Принципы проектирования :
• Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
• Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
• Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
Предварительная работа:
1. Домашний просмотр мультфильмов “Король Лев”, “Катерок”, “Крошка Енот”, “Доктор Айболит” и документальных фильмов о природе и животных африканского континента.
2. Просмотр иллюстраций по теме “Африка”
3. Подбор художественной и энциклопедической литературы по теме «Животные Африки» совместно с родителями.
4. Совместно с родителями поиск интересных фактов, познавательной информации из жизни африканских животных, о разнообразии растений, о местных жителях.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный
1. Модель трёх вопросов.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнать?
В Африке очень жарко. Там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы. Там не бывает зимы. Кожа у людей там черного цвета. Во что играют африканские дети?
Какие еще животные живут в Африке?
Какие растения, кроме пальм, там растут?
Какие страны есть в Африке?
Спросить у взрослых
Посмотреть в Интернете
Прочитать в энциклопедии
2. Сбор информации об Африке из разных источников:
- просмотр телевизионных передач, интернет - ресурсов о животных, растениях, народах Африки;
- просмотр мультфильмов «Король Лев», «Крошка Енот», «Доктор Айболит», «Мадагаскар» и др. ;
- посещение библиотеки ( подбор и изучение художественной литературы: : А. Куприн «Слон», И. Новикова «Мы идем по зоопарку», С. Маршак «Детки в клетке» и др., энциклопедий: «Большая детская энциклопедия», «Животные Африки», «Африканские просторы»);
- просмотр иллюстраций по теме «В мире дикой природы»;
3. Рассматривание карты, нахождение Африки на глобусе.
2 этап – практический
• Рассматривание глобуса и карты, определение местоположения Африканского континента, прокладывание маршрута;
• Совместное рассматривание атласа «Мир вокруг нас»;
• Рассматривание картинок с африканскими сюжетами;
• Знакомство с национальной одеждой, музыкальными инструментами;
• Выставка детских книг, энциклопедий, атласов по теме проекта;
• Рассказы детей об интересных фактах из жизни животных;
• Презентация в картинках «Животные Африки»;
• Прослушивание аудиозаписи сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» :
• Домашний просмотр мультфильмов: «Катерок» и «Каникулы Бонифация»;
• Домашнее задание для детей и родителей – совместное изготовление животных Африки из любого материала для творчества;
• Рассматривание поделок животных, рассказы детей о своей работе (кого они сделали, из какого материала, кто помогал);
• Выставка детских работ «Весёлые зверята»;
• Составление сказок о животных Африки;
• Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Узнай по описанию», «Живая природа», «Зоопарк»;
• Режиссё рские игры: «Строительство зоопарка», «Жизнь животных в зоопарке»;
• Аукцион загадок «Удивительные животные»;
• Создание странички рекордов;
• Художественное творчество: рисование, лепка, конструирование (оригами) животных и растений Африки, раскрашивание масок, изготовление бус;
• Прослушивание музыкальных произведений народов Африки и знакомство с детскими песенками про Африку, людей и животных, проживающих на этом континенте;
• Разучивание подвижных игр: «Мамба», «Калабаса», «Африканские салки по кругу», «Ампе».
3 этап – итоговый
1. Выставка поделок «Животные Африки»
2. Создание альбома детских рисунков «Мы по Африке гуляем»
Формы реализации:
o Исследовательская деятельность.
o Игровая деятельность (дидактические, подвижные, режиссерские игры).
o Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
o Выставки совместных работ (родители + дети).
o Чтение художественной литературы.
o Использование мультимедийных презентаций.
Оборудование и материалы:
1. Глобус, карта мира.
2. Иллюстрации с изображением животных, растений Африки.
3. Схемы для составления описательных рассказов.
4. Художественные книги с описанием Африки, энциклопедии.
5. Мультимедиа ресурсы.
Краткий ход проекта.
Однажды один из детей группы отдыхал с родителями в Египте, вернувшись, он рассказал много интересного о своём путешествии, показал фотографии, сувениры. Другие дети заинтересовались его рассказами, стали спрашивать, где это находится, кто там живёт. Но вопросов было больше, чем ответов. И мы решили узнать об этом. Сначала мы определились с тем, что знаем об Африке : там всегда жарко; там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы; там не бывает зимы; кожа у людей там черного цвета. Потом решили узнать: Во что играют африканские дети? Какие еще животные живут в Африке? Какие растения, кроме пальм, там растут? Какие народы живут? Возникло некоторое замешательство при выборе источников информации. Я навела на мысль, что можно посмотреть в энциклопедии. И тут дети сами стали предлагать разные способы: сходить в библиотеку, спросить у родителей, посмотреть в Интернете. Мы разделились на группы, каждая группа выбрала тему, по которой будут искать информацию:
- какие животные живут в Африке;
- какие растения растут в Африке;
- какие народы живут в Африке;
- интересные факты про Африку.
Так мы начали свой проект. Вся неделя была посвящена Африке.
Дети принесли из дома книги о животных, энциклопедии, настольные игры, игрушки животных и др. Мы создали в группе уголок Африки, внесли карту и отметили на ней местоположение Африки. Отметили, что материк окрашен в основном в жёлтый цвет. Из энциклопедии узнали почему. Ещё мы узнали, что в Африке есть горы, саванна, тропический лес. Ответы детей я дополнила своим рассказом об Африке с использованием видеопрезентации. В течение всей недели читали художественные произведения про Африку, играли с животными Африки, собирали пазлы, играли в дидактические игры. Дети узнали много интересного об Африке : какие есть пустыни, реки, какие растения, какие животные есть в Африке, рассматривали иллюстрации, энциклопедии. С помощью опыта узнали, почему верблюды живут в Африке и легко передвигаются по песку. Рассматривая атлас о животных, решили сделать свой – нарисовать животных Африки. Дети обратили внимание на растение пустыни – кактус и решили узнать, зачем кактусу иголки. Оказывается, колючки – это броня кактуса, защищающая его от травоядных животных. Но, не смотря на его колючки, это очень полезное растение и его используют в пище, древности путники использовали кактус, как источник воды в пустыне. Дети решили создать свою коллекцию кактусов – слепить – кактусы получились разные, но все очень красивые.
Посмотрев презентацию на тему: «Все об Африке» (которую нам сделали родители, узнали, что Африка - это континент. Здесь большое разнообразие природных ландшафтов: пустыни, саванны, тропические леса, где обитают животные, многих из которых нет на других материках. В Африке протекает самая крупная река Нил, есть большое озёро Виктория. В водоёмах утоляют жажду, животные и птицы; здесь же они питаются и охотятся за добычей.
Узнали, что в Африке есть редкие экзотические животные, Например Окапи похож на некий гибрид сразу трех зверей: лошади, жирафа и зебры; Поясохвост - это маленький дракончик длиной 70 см. Он как будто собран из конструктора и когда видит опасность, он сворачивается в клубок и кусает свой хвост.
Дети узнали, кто населяет Африку - это пигмеи, масаи, бушмены, берберы, эфиопы, малагасийцы, какая у них одежда и попытались сами нарисовать эскизы национальной одежды людей. Родители распечатали эскизы масок африканцев и ребята с удовольствием их раскрашивали, потом использовали в сюжетной игре.
Из презентации дети узнали, какие бывают танцы. У жителей Африки есть танцы, где танцуют только женщины или мужчины. У детей нет своих танцев, они танцуют как взрослые. Узнали, что танцы посвящаются охоте, войне, сбору урожая, танцы любви, они исполняются в определенных случаях: например, на свадьбе в честь невесты, приветствия в честь дорогого гостя; особое место занимают исцеляющие танцы - лечебные.
Познакомились с детскими песенками про Африку, прослушали африканскую музыку, попытались под неё танцевать. Оказывается, лучше это получается, если использовать маракасы, трещётки.
С помощью родителей один из детей узнал про детские африканские подвижные игры («Мамба», «Калабаса», «Ампе», «Африканские салки по кругу») и рассказал про них остальным ребятам. Дети разучили их и теперь с удовольствием играют.
На заключительном этапе были подведены итоги совместной проектной деятельности, результатом которой стали:
Результаты проекта :
1. Вовлечение детей в интересный и увлекательный мир природы Африки.
2. Знание названий животных и растений, месторасположения континента Африка на карте.
3. Создание благоприятной атмосферы для самостоятельного изучения животного и растительного мира Африки совместно с родителями.
4. Создание лэпбука «Путешествие в Африку»
Практическая значимость результатов связана не только с возможностью использования подобранного материала в работе с детьми воспитателями. Но самое главное, продуктом проекта могут пользоваться дети.
Считаю, что данный проект помог детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания о представителях фауны, флоры Африки, применить их в различных видах деятельности. Участие детей в проекте способствовало формированию познавательно активности, элементарной проектировочной деятельности.
Проект «Путешествие в Африку» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.