Лучший педагог года

Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Елена Титоренко
Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как какую-либо вещь, экологическая культура - есть знание, понимание природы как необходимого основополагающего и незаменимого компонента существования всего человечества на Земле; она рождается как результат взаимодействия природы и человека. Хорошо известно, что в нашей стране, осталось слишком мало регионов с благоприятной экологической обстановкой. Согласно исследованиям экологов, в большей части территории России экологические проблемы существуют не один год и в ближайшее будущее положение дел в лучшую сторону не измениться.

Публикация «Проектная работа по теме: „Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания любви к природе, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию. Главная задача педагога - наглядно продемонстрировать причинно-следственную связь природных объектов, развивать такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов.

Цель: формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой.

Задачи:

1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;

2. Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе;

3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;

4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;

5. Обучение азам элементарной экологической безопасности;

6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Длительность проекта : январь-май 2014 года.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап

А) Подбор литературы.

Б) Первоначальная диагностика.

В) Составление плана деятельности.

Г) Консультации с родителями.

Д) Организация предметно-развивающей среды.

2. Основной этап

А) Промежуточная диагностика.

Б) Блок развивающих игр.

3. Заключительный этап

А) Отчёт о проделанной работе.

Б) Итоговая диагностика.

Перечень основных мероприятий:

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется построить в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение людьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи воспитателю помогает метод моделирования.

Модели - это материальные заместители реальных объектов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а знаний, полнее осознать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель поможет детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие - либо предметные образы - заместители или знаки.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними

Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развиваются познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии — это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы.

Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе, по экологическому воспитанию детей используем разные виды моделей.

1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представления о внешнем виде или движении рыбы.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов.. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; Полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т. д. (Данные модели разработаны Н. И. Ветровой). Модель - макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраске животных.

З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники, в которых проявляется приспособления рыб к водной среде обитания.

Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование.

Уголок моделирования. Решает задачи развития способности овладения моделирующей деятельностью, систематизация познавательного опыта. Содержание деятельности: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей, изобразительные средства. Деятельность детей - "чтение", составление, рисование моделей, действия в соответствии с ними.

Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр:

- ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности;

- имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности;

- игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения;

- дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления.

Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.

Работа по экологическому воспитанию ведется в тесном взаимодействии с родителями, при этом используем различные формы:

- тематические беседы;

- библиотека для родителей;

- информационные доски;

- домашние задания;- индивидуальные беседы;

- анкетирование;

- день сюрпризов (проведение и подготовка проходит при непосредственном участии родителей);

-экологические акции – конкурсы : «День Земли», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты».

Взаимосвязь с родителями обеспечивает гармонию эмоционально – положительных взаимоотношений воспитателя, детей и родителей.

Результаты:

В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников.

Публикации по теме:

«Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее время побуждают специалистов к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, развитию экологического.

Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка.

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Главный принцип природоохранного воспитания – непосредственный.

План самообразования по теме «Организация опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании» Вос-ль:Коноплева Н. М. Старшая группа Цель:Повышение уровня знаний обучения и мастерства исследовательской деятельности. Задачи:Помочь детям.

Применение интерактивной доски в экологическом воспитании дошкольников Применение интерактивной доски в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание - это воспитание интеллекта, нравственности,.

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников Проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых общим.

Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Окружающая действительность предстает перед.

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В. А. Сухомлинский.

Логико-смысловая модель в экологическом воспитании у дошкольников Тема: Логико-смысловая модель в экологическом воспитании у дошкольников. Автор: Валитова Роза Нагимовна Должность: Воспитатель 1 категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 19:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Титоренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД