Алпатова Дарья
Проектная работа по развитию сенсомоторных умений посредством работы с тканью, пуговицами и дидактическими играми
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная работа для детей 1 младшей группы
по развитию сенсомоторных умений по средствам работы с тканью, пуговицами и дидактическими играми.
Авторы проекта : Петруханова М. В.
Алпатова Д. Н.
2019 год
Название: Тематические панно «На лесной опушке», «Дикие и домашние животные».
Авторы проекта : Петруханова Марина Валерьевна
Алпатова Дарья Николаевна
Публикация «Проектная работа по развитию сенсомоторных умений посредством работы с тканью, пуговицами и дидактическими играми» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Игры, дидактические пособия
- Пуговицы. Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Вид проекта : Познавательно-творческий.
Продолжительность: средняя 5 месяцев.
Участники проекта : дети 2-3 года, воспитатели, родители.
Вид деятельности: познание.
Пояснительная записка:
В современном мире все чаще используются пособия, сшитые из фетра, почему именно фетр? Данное фетровое панно способно привлечь внимание ребенка, удивить и подарить радость от игры, это безопасный прочный, теплый, приятный на ощупь материал, который очень удобен в использовании при изготовлении игрушек, панно. Фетр не сыпется на разрезе, но самым важным в фетровых изделиях является огромный потенциал для сенсомоторного развития ребенка.
Окружающий мир входит в сознание детей лишь через дверь органов чувств - зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Данные изделия способны активизировать различные каналы восприятия ребенка, включенные в игровую деятельность:
• Кинестетический - разнообразные тактильные ощущения от прикосновения с фактурой фетра (различная толщина, шероховатость, жесткость)
• Визуальный - изучение цветового спектра, знакомство с формой и размером.
• Аудиальный - сопровождение игровых действий с панно речью и изменением голоса (громкость, паузы, интонации)
Занятия с пособиями из фетра позволяют в игровой форме формировать различные познавательные функции: восприятие, память, внимание, речь, развитие интеллектуальных и творческих способностей, мелкой моторики.
Панно, сделанное своими руками, как правило, становится самым любимым у детей.
Актуальность:
Дошкольный период – это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания
дошкольников.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И. П. Павлов выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука – "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Все чаще в современном мире мы видим детей младшего возраста, у которых практически не развита моторная функция руки, тем самым данный проект благодаря своей многофункциональности является актуальным.
Цель проекта :
- внедрение работы с тканью и пуговицами различной фактуры и размера в образовательный процесс ДОУ, а также в процесс детской игры и детского творчества,
- расширение и углубление знаний детей об окружающем мире по средствам применения дидактических тигр
-привлечь внимание родителей к работе с тканью и дидактическими играми.
Ожидаемый результат:
- дети научатся внедрять полученные навыки в свои игры, а также решать простейшие образовательные задачи в процессе НОД, индивидуальной и группой работы.
Задачи образовательные:
1. Учить детей различать предметы по размеру, толщине, высоте, цвету, форме, качеству и составу.
2. Организовать деятельность детей по пристегиванию разных по размеру пуговиц, липучек.
Задачи развивающие :
1. Развивать сенсомоторные умения детей младшего возраста.
2. Развивать у детей пространственное воображение, мышление, связную речь, фантазию, внимание, ловкость рук.
3. Организовать целенаправленную работу по применению ткани и пуговиц в ходе НОД.
Задачи воспитательные:
1. Повысить интерес родителей к работе с тканью и пуговицами через организацию активных форм работы с родителями (семинар-практикум, анкетирование.
2. Продолжать формировать интерес окружающему миру, воспитывать любовь и доброжелательное отношение к нему.
3. Воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, умение добиваться поставленной цели.
Методы:
- словесный (беседа, рассказ, объяснение, чтение,
- наглядный (показ,
- практический (сборка моделей,
- частично - поисковый (выполнение вариативных задач).
Приё мы:
- игровая мотивация, похвала.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный.
Цель:
- выявить уровень развития сенсорного восприятия детей,
- выявить уровень развития мелкой моторики и силы рук детей,
- спланировать индивидуальную работу по полученным результатам.
Метод: Наблюдение.
Приё м: Дидактические игры :
- «Угадай животное» (по описанию, по внешнему виду).
Цель: расширить представления детей об окружающем мире по средствам бесед, рассматривания методических изображений.
- «Назови дерево»
Цель: развивать внимание, обогащать тактильные ощущения, продолжать давать знания об окружающем мире.
- «Сделай как я»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики.
- «Пристегни»
Цель: развивать цветовое восприятие (работа с пуговками, липучками).
-«Каждому животному свое место»
Цель: развивать пространственное восприятие, знания о размере, форме предметов окружающего мира.
2. Основной.
Цель:
- развитие сенсомоторных умений детей,
- развитие связной речи.
Приём; игровой мотивации.
Интеграция: Этот этап полностью обеспечивает интеграцию 5-и образовательных областей в проекте.
1. Социально коммуникативная: в процессе бесед и во время игр развивается детская речь и формируется положительные нравственные образы.
2. Познавательная: во время игр с панно расширяется кругозор детей, что способствует ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических понятий, сенсорному развитию.
3. Речевая: формируется словарь, грам. строй, связная речь, расширяются знания об окружающем мире.
4. Художественно эстетическая: развивается фантазия, воображение, цветовосприятие.
5. Физическое: развивается сила и ловкость рук, индивидуальные игры с панно, способствуют общему моторному развитию.
Работа с панно на 2019-2020 учебный год:
Месяц Тема Цель НОД
Октябрь «На лесной опушке, знакомство, домашние животные знакомство» • Учить детей пристегивать большие пуговицы, липучки.
• Дать знания о размере большой, маленький Тема: «Домашние животные, травка для коровушки»
Цель: учить называть некоторых домашних животных;
Учить пристегивать травку для коровушки
Ноябрь «Дикие животные, знакомство, на лесной опушке» • Учить узнавать и называть диких животных средней полосы
• Рассказать об особенностях их жизни в лесу
• Учить пристегивать мелкие пуговицы. Тема: «Большой, маленький»
Большие ножки бежали по дорожке
Цель: продолжать давать знания о размере предметов (большой, маленький)
Знакомство с основными цветами.
Декабрь «На лесной опушке, зима» • Развивать пространственное восприятия по средствам работы на фоне панно
• Учить выполнять словесные указания воспитателя Тема: «На лесной опушке, зима»
Цель: Дать понятие один, много при помощи снежинок
Январь «Снеговик на лесной опушке, зима» • Учить детей приемам плоскостного конструирования
• Расширять понятия о размере и форме предметов Тема: «Елка из треугольников»
Цель: Продолжать учить плоскостному конструированию
Закреплять знания об основных цветах.
Февраль «Домашние животные» • Учить узнавать и называть домашних животных
• Рассказать об особенностях жизни домашних животных
• Продолжать учить пристегивать мелкие пуговицы Тема : «Три медведя»
Цель: Продолжать давать знания о размере предметов (средний)
Март «На лесной опушке, цветы, листья» • Продолжать учить определять размер предметов, их высоту, толщину, ширину.
• Учить определять качество предметов на ощупь (твердый, мягкий, по форме)
• Продолжать развивать силу и ловкость пальцев рук. Тема: «Рыбка в пруду»
Цель: знакомить с окружающим миром, продолжать различать широкий узкие предметы
Апрель Театр на фланелеграфе «Колобок» • Развивать связную речь, память
• Воспитывать смелость
• Продолжать учить ориентироваться на пространстве фланелеграфа Тема: «Разноцветные колеса» (цвета)
Цель: Продолжать учить дополнительные цвета.
Май Театр на фланелеграфе
«Теремок» • Продолжать развивать красоту связной речи, память
• Продолжать воспитывать умение преодолеть робость Тема: «Зоопарк»
Цель: учить развивать связную речь,
Продолжать учить различать диких и домашних животных.
Работа с родителями :
• Организовать открытый показ НОД – февраль.
Цель: привлечь внимание родителей воспитанников к работе с тканью, пуговицами и дидактическими играми повысить интерес к этому виду деятельности.
• Анкетирование-март.
Цель: выявить интересы и предпочтения детей в игровой деятельности дома.
• Организация семинара-практикума в нетрадиционной форме – апрель.
Цель: заинтересовать родителей созданием моделей, панно, игрушек из ткани и дидактических игр, учить применять их в играх с детьми дома и дать возможность поделиться своими умениями и знаниями в совместной игровой деятельности.
Заключительный:
• Выставка работ ребёнок +родитель «Мой мягкий мир».
Цель: дать возможность детям и их родителям проявить фантазию и воображение, показать свои умения публично (на уровне дошкольного учреждения, интернет ресурсов).
• Фото-отчет «Я играю дома» (работа с дидактическими играми)
Цель: показать работу детей с дидактическими играми за 2019-2020 учебный год.
• Фото-презентация «Вот как мы умеем» (работа с тканью и пуговицами)
Цель: показать работу детей с тканью и пуговицами за 2019-2020 учебный год.