Елена Отто
Проектная работа «Нравственно-патриотическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
средствами физической культуры
ВЫПОЛНИЛА:
Отто Елена Анатольевна
Инструктор по физическому воспитанию
МБДОУ 12 г. Оленегорск
2023
Содержание
Введение …. … 3
1. Содержание нравственно - патриотическое воспитания дошкольников ….5
Публикация «Проектная работа „Нравственно-патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
2. Создание условий в дошкольной организации для реализации задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста ….
3. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры ….
Заключение …
Список литературы ….
Введение
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. В последние годы проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Поэтому мной была поставлена цель итоговой проектной работы – выявление (определение) эффективных практик нравственно - патриотического воспитания дошкольников средствами физической культуры.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи итоговой проектной работы :
1. Определить содержание нравственно - патриотическое воспитания дошкольников.
2. Описать организацию условий в дошкольной организации для реализации задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры.
4. Определить эффективные формы сотрудничества с родителями в патриотическом воспитании воспитанников дошкольной образовательной организации.
1. Содержание нравственно - патриотическое воспитания дошкольников
Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- коллективизма.
2. Создание условий в дошкольной организации для реализации задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В ДОО созданы условия для реализации задач нравственно – патриотического воспитания воспитанников.
В нашем детском саду есть физкультурный зал площадью 62,6 квадратных метра, где созданы благоприятные условия для проведения спортивных занятий и формирования у воспитанников физических качеств.
В дошкольной организации создана здоровьесозидающая и здоровьесберегающая среда, в том числе спортивное оборудование: малые тренажёры, фитболы, сухие бассейны, батуты, велотренажеры, гимнастические комплексы, массажные коврики, коврики со следочками, игровые дорожки, наборы мягких модулей, диски здоровья и др.
Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию. Системная работа по физическому воспитанию включает :
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия с компонентом корригирующих упражнений по профилактике и предупреждению нарушений осанки и плоскостопия;
- элементы спортивных игр;
- подвижные игры и игровые упражнения;
- физкультминутки на занятиях.
В процессе организованной деятельности большое внимание уделяется использованию народных игр, строевым упражнениям, играм командной направленности. В целях реализации задач туристской деятельности организуются экскурсии воспитанников к Музею камня, в Оленегорский краеведческий музей, Памятнику Неизвестному солдату.
Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физическому развитию воспитанники неоднократно принимали участие в мероприятиях, приуроченных ко Дню пожилого человека, Дню победы, в шествии образовательных организаций ко Дню рождения города совместно с родителями детей.
Налажено сетевое взаимодействие с Детской спортивной школой Олимп, где воспитанники принимали неоднократное участие в городских соревнованиях.
Во всех возрастных группах МБДОУ размещены спортивные уголки с необходимым безопасным оборудованием для активизации двигательной активности.
Чтобы привлечь интерес детей, в группах МБДОУ созданы уголки патриотического воспитания, где размещены портрет президента России, государственный гимн России, государственный герб России, герб города Оленегорска, флажки Российской Федерации, альбом с иллюстрациями народных костюмов и Государственной символики России. В преддверии праздника День Победы воспитанники совместно с педагогами оформляют уголок военно-патриотического воспитания с изображением героев ВОВ своей семьи, рисунки и поделки на тему «Мы гордимся!». Регулярно воспитанники дошкольного учреждения участвуют в городских, региональных и всероссийских конкурсах рисунков «Моя Родина», «Мой край родной», конкурсах фотографий.
3. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагоги МБДОУ поставили перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание молодежи. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины.
Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Педагогический коллектив МБДОУ 12 считает, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
В нашем МБДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними : на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, занятий на тренажерах, спортивных турниров и досугов.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.
Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом МБДОУ по воспитанию нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:
1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение праздников, досугов таких как «Весёлые старты», «Полярный Олененок», «Масленица», «Спортивная семья – здоровая Россия», «Праздник лета», «Осенняя спартакиада».
В процессе организации спортивных досугов совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.
Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов.
Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т. д.)
Ни одно массовое мероприятие в МБДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности.
Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно - патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к праздникам, посвящённым Дню Защитника Отечества на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. При подготовке празднования Дня защитника Отечества у воспитанников формируется понятие, что они сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В ходе проведения мероприятий дошкольники поздравляют отцов стихами, песнями и танцами военной тематики.
Для старших групп организуются спортивные соревнования с участием пап «Буду в армии служить», «Когда я подрасту, я тоже в армию пойду», «Мой папа самый лучший» с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участие родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.
Заключение
Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Список литературы:
1. Метенова Н. М. Педсовет. Нравственное воспитание. Новые подходы к проведению педагогических советов в ДОУ//ООО ИПК «Индиго», 2017. – 61с.
2. Акинина Е. И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е. И. Акинина, С. И. Ростовщикова, Ю. А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019.
3. Блинова Г. М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г. М. Блинова, Е. Ф. Горохова, А. М. Блинова - 2018.
4. Дедюкина М. И. Организация экскурсий к местным памятникам великой Отечественной войны в рамках патриотического воспитания дошкольников / М. И. Дедюкина, А. Д. Тимофеева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019.
5. Закирова Н. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017.