Ольга Жукова
Проектная деятельность по формированию элементарных представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска Центральный Округ
«Детский сад № 335 комбинированного вида»
Проектная деятельность по формированию элементарных представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности
Воспитатель: Жукова Ольга Викторова.
Публикация «Проектная деятельность по формированию элементарных представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Проектная деятельность воспитателя по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности
Цель проекта - систематизировать работу воспитателя по формированию элементарных представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проектной деятельности воспитателя – формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности.
Задачи проектной деятельности :
- формирование представлений о правилах гигиены;
- формирование представлений о пользе овощных культур для пищеварения;
- Сформировать предоставления о правильном режиме дня дома и в саду;
- Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела. Закрепить сформированность культурно- гигиенических навыков у детей.
Ожидаемый результат:
В процессе систематической работы воспитателя по трудовому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста сформируются представления о ЗОЖ.
Условия реализации проекта :
Для реализации выделенных психолого-педагогических условий необходимо внести необходимые изменения в воспитательный процесс:
- ввести в содержание воспитания детей трудовой аспект;
- отказаться от прямых указаний и перенести акцент на косвенные воздействия через организацию здорового образа жизни;
- рационально и эффективно использовать средства трудовой деятельности детей.
Критерии оценки результативности реализации проектной деятельности :
- моют руки перед едой и по мере загрязнения;
- называют полезные овощные культуры для пищеварения;
-соблюдают режим дня;
- закрепить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей
Методы диагностики:
В целях диагностики применяли методы (устные вопросы, беседы с детьми, направленные на определение уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни). Были разработаны следующие условные уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста :
1. Высокий. Дети имеют полное представление об окружающем мире, умеют отражать связь между его объектами, обобщать, дифференци-ровать, сравнивать, используют ранее полученные знания, правильно выполняют задания. Этот уровень характеризуется также наличием доста-точно полных, точных, обобщенных и осознанных знаний о здоровом об-разе жизни; умением самостоятельно, полно анализировать жизненную си-туацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своей деятельности, при этом данная операция проте-кает иногда в свернутом, умственном плане. Дети умеют планировать свою деятельность. Ответы детей на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, четкие, ясные, полные, аргументированные.
2. Средний. Дети имеют неполное, но достаточное представление об окружающем мире, умеют использовать знания, которые были получены самостоятельно, допускают несущественные ошибки и неточности при выполнении заданий на сравнение, анализ, прогнозирование. Дети затруд-няются при самостоятельном решении проблемных заданий и нередко нуждаются в помощи воспитателя. Планировать порядок работы, мотиви-ровать свои суждения и действия они не умеют, хотя и выполняют работу в логической последовательности, уверенно, самостоятельно. В ряде дей-ствий ими допускаются неточности, но некоторые из действий при этом выполняются достаточно рационально. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей недостаточно развернутые и слабо аргументированные.
3. Низкий. Дети имеют неполное представление об окружающем мире, затрудняются использовать знания, которые были получены са-мостоятельно, нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не могут правильно ре-шить их, сделать выводы, слабо владеют приемами интеллектуальной ра-боты. Не умеют дифференцировать свою деятельность в плане выбора способов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументи-рованные.
Основу исследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, опрос.
С целью определения уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни был проведен метод наблюдения за детьми в трудовой и игровой деятельности [Приложение 1], опрос (адаптированная к нашему исследованию анкета В. И. Баяновой) [Приложение 2].
Формы работы :
Система работы с детьми также предполагала различные формы, средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников. Основными формами работы являлись занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
В режиме дня и занятий рационально используются двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации).
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируются представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы развиваются физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Занятия по изобразительной деятельности направлялись на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируются представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.
Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.
Режимные моменты использовались для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являлись дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх формировались поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.
Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствовали различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов с дошкольниками.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников обеспечивает высокий уровень реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т. е. совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его.
Оптимизировать процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности означает придать этому процессу наилучшие варианты. Процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в трудовой деятельности должен быть подчинен следующим задачам:
- налаживание активного, тесного педагогического взаимодействия с родителями дошкольников, соблюдение синхронности нравственных и педагогических требований к ребенку;
- обеспечение позитивной основы для развития представлений детей о здоровом образе жизни;
- установление взаимных, доверительных и уважительных отношений с детьми.
- систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей о значимости здорового образа жизни и о значении трудовой деятельности в формировании такого образа жизни;
- привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
- формирование у родителей потребности в самообразовании; ознакомление воспитателей с разнообразными методами формирования здорового образа жизни детей, отбор и обобщение лучшего опыта.
Педагогам ДОУ следует помнить, что процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста включает в себя учет не только физического, но и психического здоровья детей. Поэтому важно знать педагогические показатели психического здоровья и благополучия старших дошкольников, в числе которых следующие:
- поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
- социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
- положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
- равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
- доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
Обеспечение психологического здоровья в старшем дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
В процессе формирования здорового образа жизни детей рекомендуется выделить следующие задачи их психологической поддержки:
1. Обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей.
2. Обучение рефлексивным умениям;
3. Формирование потребности в саморазвитии.
Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются : проведение специально разработанных психологических занятий с детьми; упражнения; психологические игры; этюды; разрешение проблемно-практических ситуаций; элементы арттерапии; игры-драматизации; подвижные игры; чтение и анализ сказок; беседы; творческие игры; сочинение сказок; коллективный радостный труд.
С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. Представляется наиболее целесообразным подобную работу проводить в форме организации родительского клуба, в заседании которого включаются элементы тренинга. Также уместно проведение традиционных теоретических консультаций, деловых игр.
С целью оптимизации процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе в трудовой деятельности рекомендуем широко применять эту деятельность в практике ДОУ и в семье ребенка, а также проводить следующие мероприятия:
- помощь детей в ремонте книг и игрушек;
- чтение книг о труде;
- ухаживание за комнатными цветами, рыбками и т. п. ;
- встречи с героями труда, людьми различных профессий;
- беседы о пользе труда;
- показывать детям характер труда и его значение в жизни и здоровье людей; воспитывать уважение к труду и людям труда.
Успех трудовой деятельности и ее роль в формировании здорового образа жизни зависит от правильной ее организации и соблюдения следующих педагогических условий:
- подчинение труда младших школьников учебно-воспитательным задачам и целям воспитания;
- задачи формирования здорового образа жизни детей в трудовой деятельности детей должны решаться комплексно: в детском саду, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования и т. п. ;
- следует сочетать общественную и воспитательную значимость труда с личными интересами ребенка старшего дошкольного возраста.
Дети старшего дошкольного возраста должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей трудовой деятельности для общества, для семьи и себя. Объяснение смысла труда доводится до детей с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.
Эффективность соблюдения данного педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В. А. Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. «Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителя села». Таким образом, труд детей стал средством нравственного воспитания.
В процессе формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни педагогам ДОУ рекомендуется учитывать доступность и посильность трудовой деятельности для ребенка данной возрастной категории. Непосильный труд детей нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя.
Из этого не следует, что труд детей старшего дошкольного возраста не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение обозначенного условия исключает лишь физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий для детей в соответствии с их силами и способностями.
Важно использовать такой метод воспитания, как разумную требовательность в осуществлении трудовой деятельности старших дошкольников : иногда дети с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача воспитателя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести трудовую деятельность до конца, приучить их работать систематически и равномерно, имея какую-либо цель.
Работа по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни требует от педагога ДОУ широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.
С этой целью выделены определенные положения-рекомендации, способствующие оптимизации педагогического процесса по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
В такой работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, могут иметь разные представления о здоровом образе жизни, работа должна проводиться дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей.
Особая роль в решении этой задачи отводится оценке педагога, в которой он демонстрирует детям достоинства, лучшие качества и желание трудиться и вести здоровый образ жизни сверстника. Эта оценка влияет на развитие нравственных и дружеских отношений детей, вызывает их тяготение к положительному общению со сверстниками, потребность в труде, трудовой совместной деятельности.
Таким образом, формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании такого средства, как трудовая деятельность, в которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни.
Наибольшие возможности для задач формирования здорового образа посредством трудовой деятельности старших дошкольников создаются при наличии эмоционального комфорта для каждого ребенка. Важно, чтобы ребенок ощущал на себе заботу и внимание педагога, а общение становилось бы ведущим средством достижения благоприятного климата в детском коллективе.
Педагог, используя демократический стиль общения с ребенком, учитывает испытываемые в данный момент его потребности (в признании, во внимании к себе, потребности во впечатлениях, в активной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимодействии со сверстниками и пр.).
Педагоги должны умело отбирать материал для трудовой деятельности, учитывать не только возрастные, но и индивидуальные, психологические особенности детей.
В трудовой деятельности детей воспитатель должен учитывать характер межличностных отношений старших дошкольников, т. к. в обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта. Установившиеся дружеские связи со сверстниками привлекают ребенка к совместному труду, а создавшийся в детской группе положительный эмоциональный климат способствует формированию здоровых отношений.
Для того чтобы правильно спланировать воспитательный процесс по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, педагогу ДОУ необходимо выявить уровень представлений каждого ребенка о здоровом образе жизни и труде. Используя эти данные, можно наметить конкретную индивидуальную педагогическую работу по выравниванию знаний детей об обозначенных понятиях.
Определить представления старших дошкольников о здоровом образе жизни педагогу помогут беседы по сюжетным картинкам, в которых коллизия (ситуация выбора) не решена до конца и решить ее может сам ребенок. Он должен отметить, как поступят в этой ситуации персонажи, используя свои знания о здоровом образе жизни и личный опыт.
В целях формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни можно использовать парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а другой – нет. Педагог побуждает детей выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто - не нравится и почему.
Педагог может судить о наличии у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, если ребенок во всех ответах, независимо от того, кто будет действовать в данной ситуации – он или сверстник, устойчиво отвечает верно. Если ребенок путается в ответах, использует подсказку взрослого, то это подтверждает недостаточную сформированность представлений ребенка о здоровом образе жизни.
Обогащая восприятия дошкольника о феномене здоровья различными, непохожими друг на друга жизненными ситуациями (в процессе игры, учебы, труда, педагог способствует обогащению представлений детей о здоровом образе жизни.
В процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример педагога. Воспитательное действие его основано на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения со взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни.
Перспективный план по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста разработан на 1 месяц.
Срок реализации Задачи Совместная деятельность
Сентябрь
1 неделя.
Формирование представлений о правилах гигиены. Мытье рук с мылом, мытье игрушек, расставление игрушек на места, стирка кукольной одежды, протирание пыли на полках,промывание кисточек после рисования,протирание столов.
2 неделя.
Формирование представлений о пользе овощных культур для пищеварения. «Витаминки с грядки». Уборка урожая (лук,свекла,морковь,укроп,сбор семян. Приготовление витаминных салатов.
3 неделя.
Сформировать представления о правильном режиме дня. Дежурство по столовой в течении дня,дежурство в уголках природы (Полив комнатных растений,протирание и опрыскивание листьев.)
4 неделя. Чистота залог здоровья. Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела по мере необходимости мыть руки с мылом, умывать лицо, вытираться полотенцем.
Заключение
Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка.
Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.
Проведенное исследование проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ.
Таким образом, на основе проведённой исследовательской работы по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни можно сделать вывод о том, что выявленные и реализованные условия формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются эффективными.
План наблюдения за старшими дошкольниками
1. Проявление интереса к здоровому образу жизни:
а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни;
б) проявляет активный или неактивный интерес.
2. Представления о здоровом образе жизни:
а) имеет или не имеет представление о здоровом образе жизни.
б) полнота представлений о здоровом образе жизни.
Приложение 2
Опросник для детей о здоровом образе жизни.
1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?
2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?
3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?
5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?
6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?
7. Умеешь ли ты плавать?
8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?
9. Что такое труд?
10. Любишь ли ты трудиться?
11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?
12. Как ты трудишься?
13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?
14. Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?
15. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?
16. Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?
Приложение 3
Схема наблюдения
Имена
детей. Критерии Гигиена Знание об овощных культурах Режим дня Сформированность детей о ЗОЖ
Назар. П
Ваня. С
Миша. П
Рома. Н
Аня. П
Артем. К
Соня. Д
Маша. П
Захар. Ш
Милана. Я
Прохор. Б
Ульяна. Т
Ваня. Ч
Дима. Ч
Вероника. Б
Соня. Б
Соня. Ш
Валерия. П
Кирилл. Ш
Никита. Б
Андрей. С
Катя. И
0 Баллов- навык отсутствует
1Балл-сформирован частично
2Балла-навык сформирован полностью