любовь
Проектная деятельность в старшей группе «Дорожная безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад №162 города Тюмени
по теме:
Длительность – долгосрочный
Старшая группа «Кот в сапогах» (5-6 лет)
Воспитатель:
Карпова Любовь Михайловна
Тюмень 2019 г.
Проектная деятельность по теме «Дорожная безопасность»
Сроки проведения: сентябрь - май
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе „Дорожная безопасность“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Вид проекта : информационно- познавательный, игровой
Возраст детей: 5-6 лет
Участники: дети, родители, педагоги
Воспитатель: Карпова Любовь Михайловна
Актуальность
Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. К этому приводит элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, у него еще полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время, рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на дороге, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, занятия и упражнения на площадках по ПДД.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. От взрослых: родителей, педагогов, требуется не столько обучение детей ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города, развитие у них познавательных процессов, которые необходимы для правильной ориентации на улице. Поэтому я считаю необходимым уделять больше внимания приобретению детьми такого опыта через организацию различных видов деятельности, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, знаний правил дорожного движения.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов.
2. Формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
3. Развивать у детей осторожность, внимательность на дороге.
4. Воспитывать навыки безопасности.
5. Поощрять попытки детей делиться со сверстниками и взрослым впечатлениями, полученными из разных источников.
6. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах, помогать понять значимость сотрудничества с ребенком при сборе информации и побудить к взаимодействию с педагогом.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат:
Для детей:
1. Приобретение знаний по ПДД.
2. Формирование умения находить верное решение в проблемной ситуации на улице.
3. Проявление культуры поведения на дороге.
4. Способность договариваться со сверстниками, оказывать друг другу поддержку.
5. Интерес к дальнейшему знакомству с ПДД.
6. Осознанное отношение к соблюдению ПДД.
Для родителей:
1. Проявление чувства ответственности за безопасность детей на дорогах.
2. Демонстрация личного примера соблюдения ПДД.
3. Поощрение личного опыта ребенка в соблюдении ПДД.
4. Желание и умение оказать помощь ребенку в получении соответствующих знаний.
Формы работы:
* с детьми –
игровая деятельность (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые игры, образовательная деятельность, экскурсии, наблюдение, прогулки, чтение художественной литературы, беседы, художественное творчество, развлечения, праздники;
* с родителями –
совместная деятельность детей и родителей в ДОУ: праздники, развлечения, участие в конкурсах рисунков, выставках;
совместная деятельность детей и родителей в семье: игровая деятельность, чтение художественной литературы, совместные прогулки, изготовление атрибутов;
просветительская деятельность : консультации, памятки-рекомендации, заседания в «Клубе заботливых родителей», папки-передвижки.
Этапы реализации проекта :
1. Выбор темы, планирование.
Во время утренней беседы возник разговор о том, кто ездит с родителями на машине в детский сад, какие специальные удерживающие устройства имеются для безопасности детей, как часто родители попадают в аварии на автомобиле. Продолжив тему беседы, было выявлено, что знания детей по ПДД недостаточно глубоки, появилось много вопросов. Было решено найти ответы на интересующие вопросы следующим образом: изучить литературу, поискать в сети Интернет, спросить у родителей и просмотреть телепередачи и мультфильмы.
В ходе беседы появилась следующая таблица с ответами детей:
Что мы знаем Что мы хотим узнать Как можно узнать
-Светофор нужен, чтобы не было аварии и никто не попал под машину
-Переходить надо на зеленого человечка
-Когда переходишь смотреть по сторо-нам, чтобы машины стояли
-Нельзя бегать по дороге
-Надо соблюдать правила дорожного движения
-Ходить по тротуару
-Транспорт бывает разный: грузовой и автомобильный
-Нельзя играть на дороге и переходить только по зебре -Зачем нужны знаки дорожного движения?
-Кто такой работник ГИБДД?
-Какие знаки бывают?
-Хотим познако-миться со знаками дорожного движения нашего города.
-Почему и зачем знаки светятся в темноте?
- Просмотр энциклопедий.
-Поищем в Интернете
- Родители почитают нам книжки.
- Просмотр познавательных передач.
- Просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.
-Пригласим в гости работника ГИБДД.
- Экскурсия по улицам нашего города
- Спросим у родителей
2. Сбор сведений
* В развивающей предметно-пространственной среде:
а) в уголке книги появилась выставка литературы по данной тематике (книги приносились детьми и воспитателем из дома, некоторые были взяты в библиотеке детского сада) : сказки Н. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», Н. Носова «Автомобиль» А. Дорохов «Зеленый… Желтый… Красный!», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица», «Бездельник светофор» Н. Гинзбург «Колесо», Я. Пишумова. «Азбука города» и др.
б) в уголке дорожной безопасности появились новые игры: «Опасно - безопасно», «Как избежать неприятности», «Узнай дорожный знак», «Я иду через дорогу», «Умелый пешеход» и др.
* Для детей были организованы и проведены:
а) артистами театра – студии «Подсолнух» спектакль «Сказка про уважение к правилам уличного движения»,
б) развлечения «Дорожные старты», «В гостях у дорожных знаков»
в) целевые прогулки, экскурсии на пешеходный переход, к светофору (на ул. А. Логунова, Пермякова).
г) познавательные беседы «Безопасный путь домой», «Дорога в детский сад» с рассматриванием карты «Паспорт дорожной безопасности»
д) встречи с работником ГИБДД по профилактике нарушений и несчастных случаев на дорогах.
е) просмотр обучающего диска «Дорожная азбука» из серии «Уроки тетушки Совы»
*Обеспечение центров активности (Изоцентр, спортивный уголок и пр.) соответствующими предметами и материалами по теме проекта.
*Организация игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры: «Автопарк», «Машина»
Дидактические игры: «Угадай дорожный знак», «Хорошо – плохо»
Настольные игры: «Светофор», «На перекрёстке»
3. Выбор проекта как продукта детской творческой деятельности.
Детьми были выбраны следующие продукты деятельности :
1. Выставка рисунков: «Дорожные знаки» (групповой).
2. Плакат, оформленный совместно с родителями «Островок безопасности» (Маргарита А. с мамой)
3. Доклад «Безопасность на улице» (Даша Х.)
4. Альбом «Безопасность в автомобиле» (Кирилл В. с папой)
5. Дидактическая игра «Колесо безопасности» (Полина Ч. С мамой)
6. Макет перекрёстка «Волшебный перекрёсток» (Маша П. с семьей)
7. Макет светофора (Семен с папой)
8. Альбомы, оформленные совместно с родителями: «Дорожные знаки», «Стихи по ПДД», «Загадки по дорожной безопасности» (групповой)
9. Сочинение сказки про зайчат, которые попали в беду (Полина Ч.)
4. Реализация проектов.
Реализация проектов проходила в группе и дома. Во время беседы прояснилось, что дети интересуются правилами дорожного движения и, в частности, дорожными знаками. В первую очередь, мальчики ставили знаки, не задумываясь, о том какую функцию они выполняют. Обратив внимание на разнообразие дорожных знаков, дети решили нарисовать их и оформить выставку рисунков «Дорожные знаки», так появился первый продукт деятельности.
Среди дорожных знаков Маргарита А. обнаружила очень знакомый – «Пешеходный переход», который видела у своего дома по дороге в детский сад, поэтому она предложила оформить плакат («нарисовать большую картину»). Так возник второй продукт деятельности, который назвали «Островок безопасности».
Правила дорожного движения во многом не понятны маленьким детям и, как оказалось, сложны для изучения. На вопросы о том, какие правила вы соблюдаете на улице, дети отвечали, что «ходим по тротуарам и смотрим на светофор». Даша рассказала одногруппникам о том, как она с папой попала в аварию на машине, и этот печальный опыт вдохновил её на подробное изучение правил дорожного движения. Итогом стало рождение третьего продукта деятельности - доклад на тему «Безопасность на улице».
Когда мы с детьми говорили о дорожной безопасности и о том, какие правила дорожного движения следует соблюдать водителям и пешеходам, дети предлагали различные варианты ответов, а Кирилл В. сказал, что «правила дорожного движения следует соблюдать не только водителям и пешеходам, но и пассажирам в машине, детям надо сидеть в кресле, а взрослым пристегиваться ремнями безопасности!». С этим все согласились, и решили сфотографироваться в машине, а фотографии собрать в альбом и назвать его «Безопасность в машине».
Изучая правила дорожного движения, мы запланировали прогулку с целью наблюдения и изучения светофора и дорожных знаков. Во время прогулки дети делились историями о том, как они ходят домой, где переходят дорогу, как мамы и папы спешат домой, и нарушают правила дорожного движения, как ругают пешеходов водители, и как не смотрят на дорогу дети. Также дети рассказывали истории с возникновением страшных аварий на дорогах, о трагедиях, связанных с не соблюдением безопасности.
Во время целевой прогулки инструктор по физической культуре Преснякова Елена Сергеевна провела познавательную беседу, и коснулась таких тем, как «маленькие и большие светофоры», «для чего нужен подземный переход», «опасности на перекрёстке». Дети, в сопровождении педагогов, прошли по улице А. Логунова до Г. Пермякова, спустились в подземный переход и перешли на другую сторону через светофор. Понаблюдали за пешеходами, переходящими на зеленый свет светофора и за движущимся транспортом, пояснили названия транспортных средств, а также рассмотрели разные дорожные знаки.
По дороге ребята сочинили стихотворение:
«Черно-белая лошадка через улицу ведет,
Всем здесь очень осторожно надо сделать переход,
Не спеши, а первым делом – влево, вправо погляди,
Нет машин – шагай ты смело, есть машины, значит, жди!»
Дети с интересом слушали, и задавали такие вопросы:
- Зачем мы нарядились в яркие жилеты?
- Что написано на пешеходной дорожке?
- Можно ли автобусам стоять на пешеходном переходе при движении пешеходов?
- Почему люди бегают через светофор бегом?
- Почему водители кричат и ругаются за рулём автомобиля?
- Какие правила для пешеходов, а какие для водителей?
Данные вопросы вдохновили на создание дидактической игры «Колесо безопасности», целью которой является закрепление правил безопасности дорожного движения, которые существуют для водителей и пешеходов. Так у нас в группе появилась новая игра, которую придумали Полина Ч. С мамой.
Просматривая материалы в книжном уголке, несколько ребят выразили желание создать в группе альбомы «Дорожные знаки», «Стихи по ПДД», «Загадки по дорожной безопасности», которые явились очередным результатом нашей проектной деятельности. Особое внимание при рассматривании альбомов мы уделили дорожным знакам. Так как эта тема стала наиболее интересна для детей.
Маша П. проявила инициативу вместе с родителями сделать макет перекрёстка и подробно рассказала о нем. Макет перекрестка был дополнен макетом светофора, который сделала семья Петровых Семен и папа Юрий Иванович.
Во время прогулок были использованы площадки в ДОУ, предназначенные для изучения правил дорожного движения.
Полина предложил сочинить сказку про зайчат, которые попали в беду. К ней присоединись подружки Маша П. и Катя П., они придумали сказку, и дополнили стихами. Дети увлеклись сочинением и подготовкой стихов, поэтому было решено пойти с выступлением в младшую группу «Белоснежка» и рассказать малышам сказку и стихи.
В последнее время в нашем городе стали частыми случаи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых участниками являются дети старшего дошкольного возраста, катающиеся на велосипедах во дворе. Во время реализации проекта с родителями проведена консультация «Если вы купили ребёнку велосипед или самокат», направленная на формирование чувства ответственности за безопасность детей на улице.
Огромную значимость для детей имело участие папы в занятиях по дорожной безопасности. Папа Кати П. Егор Константинович, водитель с 10 летним стажем, выступил перед детьми с рассказом о том, как пешеходы мешают вождению транспорта, какие опасности подстерегают пешеходов, как они нарушают правила дорожного движения, и часто причиной этому становятся наушники и телефоны. Рассказ папы-водителя вызвал огромный интерес у детей, а Катя испытала чувство гордости за своего отца. После его ухода многие дети подходили и спрашивали о том, когда же можно своего папу пригласить к нам на занятие.
Во время реализации проекта для родителей была оформлена наглядная информация: стенды, папки-передвижки, памятки на тему ПДД.
Реализация нашего проекта вызвала большой интерес у коллег. Поэтому для них была проведена консультация по обобщению опыта, во время которой они получили много интересной информации и материал для картотек с дидактическими играми, который можно использовать в работе с детьми и родителями.
При организации круглого стола для воспитателей «Использование игровых технологий в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах» обсуждались такие вопросы, как способы привлечения родителей для участия в проекте и обучение детей играм-тренингам по безопасности на улице.
Итоговым мероприятием проекта стало проведение праздника «Путешествие в страну дорожных знаков».
5. Презентация проектов.
Итоговые работы по каждому проекту были представлены на выставках в группе, которую могли посетить родители и дети других групп.
В группе была организована конференция «Дорога без опасности», на которой дети выступили с сообщениями, и представили продукт своей исследовательской деятельности.
С полученными проектами дети выступали перед детьми других групп и перед родителями в Клубе заботливых Родителей.
Для того, чтобы взрослые были в курсе наших дел, информация по реализации проекта размещается в родительском уголке.
В результате реализации проекта у детей появилось осознанное отношение к безопасности на дороге, они стали рассказывать друг другу о своем поведении на улице и поведении своих близких на дороге, обсуждать правильность поступков. Дети стали проявлять интерес к данной теме, задают вопросы, пытаются самостоятельно добывать информацию, планировать свою деятельность, используя полученные знания.
Родители стали понимать, что они со своим богатым опытом и знаниями являются главным источником информации для детей, активными участниками детской творческой деятельности, помощниками педагога.
Они стали нам оказывать больше помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды необходимыми материалами.
Список литературы
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
2. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб. : Пресс, 2009
3. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М. : Просвещение, 1998.
4. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : Пресс, 2002.
5. Хромцева Т. Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие. - Москва, 2007.
6. Радзиевская Л. И. «Ты и дорога» «Ты один на улице» ООО «Издательство «Литература» 2008,2009.
7. «Уроки осторожности» с тётушкой Совой.