Коломиец Анастасия
Проектная деятельность в старшей группе «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в старшей группе
на тему: «Путешествие по сказкам».
Участники: дети старшей группы № 17 «Радуга» и воспитатель.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта : март 2024.
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Актуальность проекта : Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Проект «Путешествия по сказкам» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.
Цель проекта : Создать благоприятные условия для ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями, формирование нравственных качеств личности через сказку.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Сформировать устойчивый интерес к познанию литературных произведений и сказок.
• Выявить первоначальные знания детей о сказках.
• Сформировать у детей знания о сказках посредством социально-коммуникативного развития,художественного слова, изобразительных средств.
• Формировать способность понимать и оценивать поведение героев и событий произведений, сопереживать им.
Развивающие:
• Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
• Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать. Развивать умение согласовывать собственное действие с действиями других детей.
• Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа, основываясь на впечатлениях о художественном произведении по средствам театрализованной деятельности.
• Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей детей.
Воспитательные:
• Воспитывать: выдержку, самообладание, уважительное отношение к сверстникам, партнёрские отношения.
• Воспитывать любовь к русским народным и авторским сказкам, интерес к книгам.
Ожидаемые результаты:
• Сформировать интерес к литературным произведениям, произведениям народного творчества.
• Сформировать умение давать элементарную оценку поступкам и действиям героев; выражать свое отношение к ним.
• Сформировать умения: различать эмоции, понимать свои чувства и чувства других людей; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
• Сформировать умения создавать игровую ситуацию с использованием различных видов театра.
• Уметь пересказывать, передавать сюжет сказок.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов, литературы;
2 этап. Основной этап проекта.
Работа с детьми:
• Беседы по теме проекта : Мои любимые книги», «Путешествие по сказкам», «Если бы я был писателем».
• Чтение художественной литературы и стихотворений М. Зощенко «Великие путеше-ственники; сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог»; П. Ершова «Конек – горбунок»; Ю. Коваля «Стожок»; С. Есенина «Береза».
• Прослушивание аудиозаписей для детей: «Косцы» И. А. Бунина; «Гроза» А. Н. Островского; «Плутишка кот» К. Ушинский.
• Пересказ : «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Игровая деятельность :
• Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Угадай настроение», «Из какой сказки этот герой», «Угадай по описанию», «Я начну, а вы заканчивайте»; «Чьи слова?»; «Растерянные буквы»; «Отгадай сказку»; «Мир книг».
• Сюжетно – ролевые игры: «Библиотека»; «В гостях у книжки».
• Подвижные игры: «Прятки с книжкой»; «Прыг — и в другой сказке!».
• Пальчиковые игры: «Книжка»; «Сказочные пальчики».
• Гимнастика для глаз: «Буратино»; «семеро козлят».
Продуктивная деятельность :
Занятие по рисованию «Обложка для книги».
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования умения оформлять обложку для книги сказок.
Занятие по рисованию на тему «Много сказок».
Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок.
Занятие по аппликации на тему «Золотая рыбка».
Цель: ознакомление детей с новым видом аппликации - аппликация с использованием отрывной техники.
Занятие по развитию речи на тему «Сказочные герои».
Цель: закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора, по описанию отгадывать героя.
Занятие по лепке на тему «Колобок»
Цель: продолжать развивать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; мелкую моторику; учить создавать изображения по мотивам русских народных сказок; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; вызвать интерес к лепке.
Занятие по аппликации на тему «Царевна – лягушка»
Цель: Продолжать формирование умений работы с бумагой. Развитие эмоционально-чувственной сферы детей, обогащение их сенсорного опыта, развитие мелкой моторики пальцев рук, чувства композиции, пропорций.
Занятие по рисованию на тему «Домик для поросят»
Цель: Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами (форма, цвет, линия). Закреплять умение создавать прекрасное своими руками, фантазировать в процессе рисования.
Занятие по рисованию на тему «Кукла Носов Е. И»
Цель: формировать умения у детей умения передавать в рисунке образ куклы.
Занятие по оригами на тему «Закладка для книги».
Цель: Изготовление закладки для книги в технике оригами с элементами аппликации.
Занятие по развитию речи на тему «Рассказ А. Н. Толстой Прыжок».
Цель: Овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью.
Занятие по лепке на тему «Весёлая обезьянка».
Цель: Развивать навыки лепки пластилиновых фигур, составляя их из отдельных частей, которые соединяются с помощью примазывания. Учить дополнять пластилиновые фигурки деталями из пластилина другого цвета (глаза, язычок и др.) Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Работа с родителями:
• Индивидуальные беседы.
• Консультация «Здоровьезбережение в ДОУ».
• Книги своими руками.
3 этап. Заключительный.
— Выставка детской работы.
— Обсуждение итогов и анализ работы.
Результаты реализации проекта
• В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
• Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
• Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
• Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
• Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
• Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками.
Вывод
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями.