Юлия Авдошкина
Проектная деятельность «Насекомые» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Структурное подразделение «Детский сад «Аленький цветочек»
Экологический проект
в младшей группе №3
"Насекомые наши друзья"
Подготовила: воспитатель Авдошкина Ю. Е.
2019
Вид проекта: Групповой, долгосрочный с 01.05.2019 – 16.07.2019
Участники: воспитатель, дети младшей группы №3.
Публикация «Проектная деятельность „Насекомые“ в младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик, пчела, паук, их строении, способах передвижения;
- воспитывать бережное отношение к живому;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Актуальность темы: Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик, пчела, паук);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
- знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
- разучивание стихов о насекомых;
- пальчиковая гимнастика «Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок»
- загадывание загадок.
Сотрудничество с семьёй:
- Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Оформление альбома родителями вместе с детьми о любимом насекомом, (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами, стихами, загадками).
Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом, альбомы, книги, картотека игр, аппликация «Божья коровка», выставка рисунков «Бабочки-красавицы», выставка работ из пластилина «Гусеницы"
План реализации проекта
Май
1.«Шестиногие малыши»- беседа. Познакомить детей с разнообразными насекомыми, выделив их отличительные признаки, учить придерживаться сюжетной линии в рассказывании, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
2.«Бабочка-красавица»- рисование. Учить детей получать изображения, применяя монотипию, развивать понимание того, что изображение можно получить, используя различные приёмы рисования, воспитывать аккуратность в работе с красками.
3.«Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья. Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым.
4.«Дюймовочка»- чтение рассказа Г. Х. Андерсена. Учить выделять главную мысль сказки, учить внимательно слушать жанровое произведение.
5. Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом оформить альбом или газету, используя рисунки, фотографии. Содействие сотрудничеству детей и родителей.
Июнь
1. «Зачем нужны насекомые?» - беседа. Показать роль насекомых в природе и их взаимосвязь с другими представителями живой природы.
2.«Найди пчёлку» - музыкальная игра. Доставить детям радость, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Закреплять знания о способах передвижения насекомых.
3.«Гусеницы» - лепка. Развивать навыки лепки из целого куска пластилина,
воспитывать аккуратность в работе.
4.«Муха - Цокотуха» - чтение сказки Чуковского. Познакомить детей со сказкой. Учить выделять главную мысль, учить внимательно слушать жанровое произведение.
5.«Медведь и пчёлы», «Бабочки и кузнечики» - подвижные игры. Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в правильном произношение звука [ж], закреплять знания о способах передвижения насекомых. Развивать двигательную активность.
6.«Как привить любовь к природе» консультация для родителей.
Познакомить родителей с информацией.
Июль
1. «Где зимуют насекомые?» - беседа. Продолжать знакомить детей с насекомыми, развивать кругозор детей, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
2. «Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки.
2.«Божья коровка» - аппликация. Развивать чувство композиции, учить сочетать различные приемы выполнения аппликации, воспитывать аккуратность.
3. Чтение стихов о насекомых. Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов.
4. Подведение итогов творческого домашнего задания для детей и родителей: о любимо насекомом. Содействие сотрудничеству детей и родителей.
Приложение
Стихи о насекомых
Бабочка
Белыми крыльями
Машет капустница.
Только поднимется –
Тут же опустится.
Носиком водит
По краю ромашки:
Мёд или чай
В этой беленькой чашке?
Автор: Г. Глушнев
Бабочка
Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»
Автор: Евгений Корюкин
Бабочка
Живёт, собою Землю украшая,
Порхая с лепестка на лепесток!
При этом тишину не нарушая,
Она сама – летающий цветок!
Автор: И. Ефремов
Божья коровка
Точка, точка,
Два крючочка –
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт.
Автор: Ф. Грубин
Божья коровка
У божьей коровки крылышки тонкие,
Надкрылки красные в чёрных крапинках.
На кончик травинки она заполозает, -
Надкрылки подняв, вертолётом взлетает.
Автор Лев Постолов
Комары
На лужайке у горы
Под зелёной липой
Потеряли комары
Маленькую скрипку.
На лужайке у горы
У тропы-петлички
Ищут, ищут комары
Скрипку-невеличку.
«Светлячок, сюда иди,
Посвети под липкой.
Без тебя нам не найти
Маленькую скрипку!»
Светлячок то там, то тут
Светится, как спичка,
Ищут, ищут – не найдут
Скрипку-невеличку.
Распищались комары
Зло и недовольно
И, наверно, с той поры
Всех кусают больно!
Автор: А. Екимцев
Комариха
Дождь прошел.
Свежо и тихо.
Распищалась комариха: —
Радостно на свете жить,
Но кого бы укусить?
Автор: Алена Зачиняева
Кузнечики
Вечером в траве их встретим,
Слышен стрекот там и тут:
Это мамы малым детям
Колыбельную поют.
Автор: Екатерина Грибанова
Кузнечик
С утра кузнечикскачет по травинкам,
скачет по листочкам,
Будто весь огромный мир
обскакать он хочет.
В полдень выспится, забравшись
в прохладный тенёчек,
И всю ночь ему не спится. -
До утра стрекочет.
Автор Лев Постолов
Кузнечик
Кузнечик прыгнул и исчез
С травой зеленой слился весь.
«Попробуйте на грядке
Со мной сыграйте в прятки».
Автор: Виталий Сибирцев
Муравьи
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник-дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Автор: С. Михалков
Муравей
Муравьишка маленький,
Маленький — удаленький,
Ты работаешь всегда,
Но блуждаешь иногда.
Опоздал ты
В свой домишко,
Только ты ведь
Не трусишка —
Под грибочком ночевал.
Утром с бабочкой играл,
И так резво веселился —
Чуть с грибочка не свалился.
Автор: Степан Козлов
Муха
Летним днём мешает муха
Спать: куснёт то в нос, то в ухо.
Люди с мухами не ладят. -
То на мусор муха сядет,
То усядется на хлеб,-
Не почистив свои лапки,-
То на пряник сядет сладкий.
Спасаясь от такой назойливой соседки,
Вставляют люди летом в окна сетки.
Автор: Лев Постолов
Осы
В тельняшках полосатых осы, как матросы.
Владеют, как кинжалом осы свим жалом.
Того, кто им мешает, злые осы жалят. -
Покуда не ужалят, - в покое не оставят.
Как пчёлы, строят гнёзда. К ним не подходи! -
Не тронь гнездо осиное, - сторонкой обойди.
Автор: Лев Постолов
Оса
Началась в лесу гроза,
Всполошилась тут оса.
«Что за беспорядки,
Не терплю осадки».
Автор: Виталий Сибирцев
Загадки о насекомых.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка).
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет (бабочка).
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)
Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (Муравьи)
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит (Комар)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит (Паук)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (Жук)
Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — воет, сядет — землю роет. (Жук).
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает? (Муха)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (Пчела)
Лежит кучка поросят, только тронешь - завизжат (пчелы)
Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы (Червяк)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может (Гусеница)
Сивую буренушку и дома не любят, и на базаре не купят (таракан)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (Осы)
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку. (светлячок)
Пальчиковые игры про насекомых
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
***
Стрекоза поспать легла
У кувшинках в лепестках,
В сладком клевере - пчела,
Шмель - в кудрявых васильках.
(поочередно сгибаем пальцы)
В колокольчиках - сверчок,
Муравьишка - у сосны,
В паутине паучок
Смотрит радужные сны.
(Кладем руки по щеку)
Пчела
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею - шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожжужали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковёр)
С кем дружит цветок
(Для этой игры руки нужно сложить "цветочком": соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок - ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчёлами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками весёлыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя)
Комарик
Не кусай, комарик злой!
(Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед -«хоботок»)
Я уже бегу домой.
(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз - «лапки»)
Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны - «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)
Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
("Паучки" ползают на голове)
Божья коровка
По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») -
На ней красная рубашка.
Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.
Маленькая крошка
(правой рукой погладить «божью коровку») -
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)
Беседа «Шестиногие малыши»
Цель:
-выяснить, знают ли дети насекомых;
-показать особенности строения насекомых ;
-учить узнавать и называть насекомых.
Материал: картинки с насекомыми.
Ход беседы
1. Орг. момент
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, какие картинки я вам принесла!
Кто это? Назовите одним словом.
2. Беседа
Воспитатель: -Посмотрите, что есть у насекомых.
-Сколько у них ножек?
- Что ещё есть у насекомых? (крылья, глаза, хоботок, жало)
Воспитатель: У насекомых есть голова, грудь и брюшко, крылышки крепятся к груди.
-Для чего нужны крылья, ноги, жало?
-Где живут насекомые?
-Когда появляются?
-Что делают осенью?
3. Игра «Отгадай и найди».
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем.
-Я загадываю загадку, вы находите отгадку.
(Дети отгадывают загадки и находят картинки-отгадки.)
4. Подвижная игра «Бабочка, гусеница, кузнечик»
Цель:-развивать внимание, двигательные навыки, координацию движений.
Воспитатель: Как передвигается (Что делает) бабочка, гусеница, кузнечик? (ответы детей.)
Правила игры: по сигналу воспитателя: «Бабочка»- дети бегают, машут руками-крылышками, «Кузнечик» - прыгают на двух ногах, «Гусеница»-ползают.
Беседа «Зачем нужны насекомые?»
Цель:
- показать роль насекомых в природе и их взаимосвязь с другими представителями живой природы;
Материал: картинки «бабочка на цветке», «пчёлка на цветке», «божья коровка поедает тлю», «птица поедает насекомое», «насекомые уничтожают растения»
Ход беседы:
1. Орг момент
Воспитатель: -Ребята, рассмотрите картинки, как вы думаете, насекомые в природе –это хорошо или плохо? (ответы детей)
2. Беседа
Воспитатель:
- «Чем питаются бабочки и пчёлы»?
Это хорошо или плохо? Почему?
-Какую пользу они приносят цветам, растениям?
-Чем питаются гусеницы? Это хорошо или плохо?
- Чем питаются птицы? Могут они без насекомых?
- Как божьи коровки помогают растениям?
-Как защищаются насекомые?
Жалят, выделяют пахучую жидкость, могут
быть ядовиты.
-Что может произойти, если человек поймает
насекомое или разорит его дом?
Воспитатель: Растения, насекомые, птицы в природе не могут друг без друга. Даже если насекомое приносит вред, оно также приносит и пользу. Не зря в народе говорят «Нет худа без добра.»
3. Прослушивание песни «Не дразните собак»
4. Подведение итогов
Воспитатель показывает знак, запрещающий обижать насекомых.
Вывод: Нельзя обижать насекомых, они приносят пользу, они
являются пищей для птиц.
Если человек разоряет или ловит насекомых, они могут быть для него опасны.
Беседа «Где зимуют насекомые?»
Цель : Расширять и уточнять знания детей о насекомых, о том, как они готовятся к холодам, и где они проводят зиму. Развивать умение наблюдать, делать логические выводы и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материалы: иллюстрации с изображением божьей коровки, муравья, пчелы, комара…
Ход беседы.
Давайте вспомним, каких насекомых мы знаем:
• Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
Божья коровка.
• Следующая чудо-букашка самая большая из всех трудяжка, иногда кусается и как называется? Муравей.
• Ранним утром ей не спится — очень хочется трудиться. Вот и меду принесла работящая. пчела.
• Как жужжу я в летний день, знает Твое ушко.
Залетаю в каждый дом, зовут меня. мушка.
• В тёмном уголке живёт, шёлковую нить плетёт, он тайком сюда забрался, строить новый дом собрался. Паук.
Ребята, летом тепло и хорошо живётся насекомым. А куда же насекомые пропадают зимой? Беседуя про насекомых, мы узнали, что все они имеют свои особенности и к зиме готовятся по-разному. Давайте все-таки узнаем, как.
Как божья коровка готовится к зиме? Эта маленькая красавица всем нравится, потому что имеет красивую окраску. Когда на улице начинают опадать листья и воздух становится прохладным, божьи коровки объединяются в группки и ищут теплые места для зимовки, такие как: кора деревьев, мох, камни. Сообразительные красно-черные бусинки прячутся в квартирах. Основная задача солнышка осенью — поиск сухого и уютного места для отдыха. Снежную зиму эти насекомые, к сожалению, не видят, ведь засыпают еще до ее прихода.
Как муравей встречает зиму? Муравьи постоянно держатся группами и всю жизнь строят домики, которые называются муравейниками. Эти трудолюбивые букашки совсем не боятся холода, потому что не замерзают даже тогда, когда мы надеваем шубы и перчатки. Им не нужно искать место для зимней ночевки, ведь они всегда могут отдохнуть в тоннелях муравейника. Однако к зиме они, все же, готовятся. Так, осенью в теле муравья выделяется специальная жидкость, которая согревает его изнутри. А называется она глицерин. Именно благодаря этой магической жидкости муравьи не мерзнут зимой.
Как зимуют пчелы? Труженицы-пчелы на зиму в спячку не впадают. С наступлением холодов пчелки все больше времени проводят в гнезде. Все они скапливаются вокруг личинок и куколок, чтобы поддержать температуру, необходимую для их жизни. Никаких работ пчелки зимой не выполняют, сидят почти неподвижно. Главные враги пчел зимой — сильные ветры, холод и голод, поэтому пчеловоды должны постараться, чтобы обеспечить пчелкам спокойную и уютную зимовку.
А паук — трус. Осенью пауки скрываются, чтобы не встретиться лицом к лицу с холодной зимой. Водяной паук кутается в кокон и погружается под воду, где засыпает до весны. Пауки, которые живут в лесу, или на улице прячутся в деревянной коре. А те, что пугают нас дома, засыпают где-то в щелях.
Что делают зимой комары и мухи? Интересно, что комарики и мухи на зиму прячутся в оконных рамах и щелях домов. С наступлением тепла мухи оживают и ходят, словно сонные. Придя в себя, насекомые возвращаются к привычной жизни.
Теперь мы знаем куда прячутся насекомые зимой: они находят себе удобные места, в которых крепко спят. А мы в это время играем в снежки, лепим снежную бабу, празднуем Новый год и очень редко встречаем сонных насекомых.