Яна Матвиенко
Проектная деятельность в младшей группе «Мы встречаем Новый год»
Если ребенка спросить, какой твой самый любимый праздник после дня рождения, он наверняка ответит: Новый год. Это праздник, когда не заставляют рано ложиться спать, а сажают за стол вместе с взрослыми. Это праздник, когда с нетерпением ждёшь окончания боя курантов, чтобы броситься под ёлку и посмотреть, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз.
Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой.
Публикация «Проектная деятельность в младшей группе „Мы встречаем Новый год“» размещена в разделах
Дед Мороз — сказочный персонаж восточнославянского фольклора. В славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. В Новый год приходит Дед Мороз и дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Часто изображается в синей, серебристой или красной шубе расшитой узорами, в шапке (а не в колпаке, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком.
Снегурочка — новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом.
Данный проект позволит:
-познакомить с традициями празднования Нового года;
-привлечь детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению.
В рамках проекта дети под руководством педагога получат знания о том, что такое Новый год, как его празднуют, а также с новогодними персонажами: Снегурочкой и Дедом Морозом. Совместное с родителями изготовление поделок для выставки детского творчества вызовет положительные эмоции у детей.
Этапы реализации проекта:
1-й этап: подготовительный (07 - 11 декабря) – Беседа с родителями, планирование, сбор материала.
2-й этап: организационный (14 – 18 декабря) – создание развивающей среды, разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценария праздника.
3-й этап: формирующий (21 – 25 декабря) – проведение мероприятий с детьми и родителями по плану.
4-й этап: итоговый (28 - 31 декабря) – анализ полученных результатов.
Паспорт педагогического проекта
Тема: Ознакомление детей группы младшего возраста с традициями празднования Нового года.
Название проекта: «Мы встречаем Новый год!»
Тип проекта: Творческий, познавательный.
Вид проекта: Комплексный, групповой.
Сроки реализации: Краткосрочный (07.12.2012-31.12.2012)
Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Актуальность: приобщение к народной культуре и обычаям.
Методы: наглядный, словесный, интерактивный, исследовательский.
Состав участников: дети группы раннего возраста, их родители и воспитатели.
Цель: Приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.
Задачи:
• формировать у детей познавательный интерес к русской культуре-обычаю встречать Новый год с елочкой, с Дедом Морозом, с подарками.
• формировать познавательные умения рассматривать, сравнивать
• способствовать развитию устной речи, воображения, желанию заучивать стихотворения.
• способствовать развитию продуктивной деятельности детей (нетрадиционными способами, детскому творчеству.
Ожидаемые результаты:
• В процессе бесед, рассматривании иллюстраций, чтении стихов расширить знания и представления детей о празднике Новый год, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.
• Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
• Отлично проведенный праздник.
• Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи.
Мероприятия по реализации:
Формы работы с детьми:
Рассматривание иллюстраций.
Беседа на тему «Что такое Новый год?».
Мастерская Деда Мороза (украшаем елочку).
Раскраски для малышей на новогоднюю тему.
Дидактические игры: «Собери елку», пазлы, «Третий лишний», «Найди самую высокую елку».
Групповая работа «Елочка из ладошек» под руководством воспитателя.
Подвижные игры: «Снежки», «Догони зайчика», «Снежная карусель», «Снежиночки - пушиночки», «Берегись, заморожу».
Пальчиковые игры: «Зайчики», «Ёлочка».
Дыхательные игры: «Подуй на снежинку», «Подуй на снежок».
Чтение и заучивание стихотворения «Блестят на елке бусы, хлопушки и звезда». Прослушивание песен: «Ёлочка», «Маленькой ёлочке», «Блестят на елке бусы».
Хоровод вокруг елки под песню «Маленькой елочке».
Использование художественной литературы:
«Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова,
«Новогоднее поздравление снеговика» А. Усачев,
«Всюду снег» А. Бродский,
«Елка наряжается» Я. Аким,
«Выбрал папа елочку» А. Усачев,
«Елочный шар» В Берестов,
«Висят на ветках шарики»,
«Снег идет, снег идет»,
«Мама елку украшала» В. Петрова,
«Кто пришел» Е. Благинина,
«Дед Мороз бумажный» С. Пшеничных,
«Тиха падает снежок»,
«Елка, елка, елочка», беседа по тексту К. Чуковского «Елка»
Выставка детского творчества «Новогодние поделки».
Формы работы с родителями
Привлечение родителей в подготовке к выставке детского творчества.
Информация в родительский уголок: Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников», «Новый год для детей: Как устроить праздник».
Итог проекта
Новогодний праздник «Наша елка лучше всех»
Работа с родителями: оформление группы и участка.
План реализации проекта «Мы встречаем Новый год!»
Образовательная область. Формы работы. Срок.
№ Вид деятельности Сроки Цель деятельности Результат
1 Беседа на тему «Что такое Новый год?».
Первая неделя Формировать представление детей об одном из главных праздников Нового года. Просмотр иллюстраций, прослушивание песенок. Дети имеют представление о празднике, обычаях.
2 Беседа
"Елочка - символ Нового года". Первая неделя Формировать представление детей об одном из главных атрибутов Нового года – ёлочки и украшений для нее. Дети имеют представления о елочке как о необходимом атрибуте праздника Н. Г.
Рисование
"Снег, снежок»". Первая неделя Формировать умение рисовать снежок.
Познакомить с нетрадиционным способом рисования округлых форм (ватными палочками) прием тычка - снег. Организована выставка работ.
4 Аппликация
"Елочка, красавица» Первая неделя Формировать умение аккуратно выполнять работу, использовать заготовки для изображения елочки и украшения. Выставка работ.
5 Сюжетно - ролевая игра "Наряжаем елочку". Конец первой недели Развивать интерес детей к окружающей жизни, умений взаимодействовать и ладить друг с другом. В группе стоит нарядная елочка.
6 Беседа
"Кто такой Дед Мороз". Вторая неделя Формировать представления детей об образе Деда Мороза: внешность, одежда, характер. Просмотр картинок с Д. М. У детей сформированы представления о Д. М.
7 Аппликация «Варежка для Деда Мороза» Вторая неделя Формировать умение аккуратно выполнять работу и представление части образа Деде Мороза – теплых варежек. Выставка работ. 8 Рисование «Рисуем Снеговика»» Вторая неделя Формировать умение рисовать нетрадиционной техникой рисования с помощью ватных дисков. Выставка работ.
9 Сюжетно- ролевая игра письмо к Деду морозу. Конец второй неделе. Развивать интерес к окружающей жизни. формировать положительный настрой, создавать радостные эмоции в ожидании праздника. Интерес и ожидание предстоящего праздника.
10 «Беседа «Новогодние подарки» Третья неделя Формирование желание не только получать, но и дарить подарки, испытывать радость. Дети захотели сделать подарок для Деда Мороза.
11 Коллективная работа Послание Деду Морозу» Третья неделя Формировать желание сделать подарок своими руками. Выставка работы.
2 Экскурсия в мастерскою Деда Мороза. Третья неделя Развивать интерес к окружающей жизни. формировать положительный настрой, создавать радостные эмоции в ожидании праздника. Проведен конкурс.
14 Итоговый утренник «Пять коробок Деда Мороза!» Конец третей недели. Формировать полное представление о празднике Нового года. Итог проекта.
изминутки: «Вечер зимний в небе синем» «Зимой»
Дыхательные игры: «Подуй на снежок», «Подуй на снежинку»,
Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка», «Зайчики»
Социализация
Дидактические игры: «Собери елку» (пазлы, «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», групповая работа «Елочка из ладошек» под руководством воспитателя)
Подвижные игры: «Снежки», «Догони зайчика», «Снежная карусель», «Снежиночки-пушиночки», «Найди снегурочку!», «Берегись, заморожу».
Художественное творчество
Раскраски для малышей на новогоднюю тему.
Рисование «Ёлочка».
Рисование «Снеговик».
Организация выставки поделок.
Коммуникация
Беседа на тему «Что такое Новый год?»
Рассматривание иллюстраций, книг, сюжетных картин «Катаем шары», «В гостях», «Дед Мороз»
Познание
Непосредственно образовательная деятельность: Новый год
Музыка
Слушание: «Ёлочка», «Маленькой ёлочке», «Блестят на елке бусы»
Танцы: «Танец с ложками», «Поезд с Дедом Морозом»
Пение: «В гости к нам зима пришла».
Художественная литература
Чтение: «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова, «Новогоднее поздравление снеговика» А. Усачев, «Всюду снег» А. Бродский, «Елка наряжается» Я. Аким, «Выбрал папа елочку» А. Усачев, «Елочный шар» В Берестов, «Висят на ветках шарики», «Снег идет, снег идет», «Мама елку украшала» В. Петрова, «Кто пришел» Е. Благинина, «Дед Мороз бумажный» С. Пшеничных, «Тихо падает снежок», «Елка, елка, елочка», беседа по тексту К. Чуковского «Елка»;
Заучивание «Блестят на елке бусы».
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников».
Консультация для родителей «Новый год для детей: Как устроить праздник».
Выставка детского творчества «Новогодние поделки».
Список литературы:
1. Артемьева Л. В. Окружающий мир в дидактических играх.
2. Теплюк С. Н. ,Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.
3. Бондаренко Т. М., Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада
4. Ильчук Н. П., Хрестоматия для дошкольников 2-4 года.
5. Казакова Т. Г., Развитие у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией)