Елена Метелькова
Проектная деятельность в ДОУ как метод воспитания экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Поселок речников, Память Парижской Коммуны (бывший Жуковский, находится напротив Кадниц, на высоких песчаных дюнах. Здесь есть судоремонтный завод и зимуют волжские теплоходы.
Виды на реку со стороны Кадниц и песчаных дюн поселка поражают своей живописностью. Природа края богата и разнообразна. Здесь же имеются многочисленные архитектурные памятники, такие, как храм в Кадницах.
Несмотря на экологическую безмятежность, Нижегородскому Приволжью угрожают потенциальные экологические проблемы : затопление пойменных береговых экосистем ввиду реализации проектов повышения уровня Чебоксарского водохранилища и Нижегородского низконапорного гидроузла; попытка застройки пойменных территорий («Глоб-Таун» в Борских пойменных лугах; потенциальная застройка Копосовских лугов и, как следствие, возможное подтопление заповедной Копосовской дубравы).
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ как метод воспитания экологического воспитания» размещена в разделах
Текущее состояние экологии в крае и мире в целом не безоблачно. Рост таких глобальных угроз, как загрязнение атмосферы и литосферы, трансграничное перемещение отходов, сокращение биоразнообразия и других диктует важность решения экологических проблем не только на уровне скоординированных действий руководства и промышленности края, но и на уровне формирования экологического мышления, которое закладывается в школьном и дошкольном возрасте. Ст. 71 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» подчеркивает необходимость всеобщности и комплексности экологического образования.
Статья 7 проекта Федерального закона «Об экологической культуре»
полностью отведена экологическому воспитанию дошкольников. Цель подобного воспитания – заложить «основы духовного развития
личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, формирует базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру». При этом воспитание бережного отношения к окружающей среде вменяется работникам дошкольных учреждений как обязанность. Само же экологическое воспитание дошкольников определяется как «процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды» .
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Парус» поселка Память Парижской Коммуны Нижегородской области находится по адресу: городской округ город Бор, Память Парижской Коммуны сельсовет, сельское поселение Память Парижской Коммуны ул. Мира, д. 2.
В 2021-2022 учебном году детский сад посещать 132 ребенка раннего возраста, младшей, средней и подготовительной групп. Основным инструментом формирования экологической культуры детей в МАДОУ «Детский сад «Парус» является метод проектов. В детском саду ежегодно реализуются проекты по экологическому воспитанию, такие как «Покормите птиц зимой», «Съедобные кормушки», «Учимся сортировать мусор», «Вторая жизнь пластика» и др. Педагоги и воспитанники принимают участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах экологического содержания. Воспитанники детского сада «Парус» неоднократно занимали призовые места к конкурсах, организованных Государственным природным биосферным заповедником «Керженский».
В основе экологического воспитания дошкольников лежат такие экологические идеи, как связи среды и организма, деятельности человека
и среды. Цель экологического воспитания дошкольников – воспитание и
становление первоначальной экологической культуры, представлений об ответственном отношении к окружающей среде.
Даная цель имеет согласование с Концепцией дошкольного воспитания,
в разделе «Воспитание дошкольников» которой начала экологического сознания в отношении к природе обозначаются как ценностная основа отношения к действительности.
Можно обозначить шесть основных задач по
экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ :
1) создание воспитательно-образовательной модели, при которой формируется на уровне проявления начал экологическая культура у дошкольников;
2) осознание в среде воспитателей ДОУ необходимости
трансляции сущности экологических проблем подрастающему поколению и важности экологического воспитания;
3) создание в ДОУ условий проектной деятельности и воспроизведения экологического воспитания дошкольников;
4) повышение квалификации воспитателей для трансляции новых практик экологического образования и воспитания, в том числе родителям;
5) систематизация проектной технологии по формированию основ экологического воспитания;
6) систематический контроль уровня сформированности у дошкольников экологической культуры на проектных достижениях и в результате общения с окружающей средой.
Разделы биологической экологии в разной степени
могут быть педагогической основой для понимания реальной экологической
методики воспитания средних дошкольников. Как утверждает С. Н. Николаева, «критериями отбора понятий и необходимой экологической
информации являются два момента: их наглядная представленность и
возможность включения в практическую деятельность, потому что у детей
дошкольного возраста в большей степени развиты наглядно-действенная и
наглядно-образная формы понимания, которые имеют возможность
обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и
адаптированных к данному возрасту сведений о природе».
Именно возможность включения экологических знаний в наглядную практическую деятельность рождает идею метода проектов у дошкольников.
В дошкольной практике обучения и воспитания в детском саду метод
проектов ввиду его нацеленности на познавательно-исследовательский аспект может рассматривается как педагогическая инновация. И, тем не менее, ввиду особой направленности проектной деятельности на результат, метод проектов является востребованной образовательной технологией.
Проектное формирование экологической культуры в МАДОУ «Детский сад «Парус» соотносится с региональным компонентом программы ФГОС «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой). Сутью регионального компонента как раз является учет природно-географических и культурно-исторических особенностей региона, воспитание интереса и уважения к родному краю, его природе и экологии.
Результатом проектной деятельности в сфере экологического воспитания дошкольников являются неоднократные мероприятия-конкуры Заповедника «Керженский», а также экологические праздники.
Данные мероприятия показали высокую заинтересованность детей и их родителей в результатах. Система оценки подобных мероприятий в динамике указывает на положительную динамику сформированности экологического мышления дошкольников.
Работа над проектами экологической направленности вызывает у ребенка большой познавательный интерес и вследствие этого имеет большое
значение для развития его познавательных интересов. Через
объединение различных областей знаний формируется целостное видение
картины окружающего мира. Коллективная работа дает детям
возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело
развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества
дошкольников.
Таким образом, применение проектной деятельности в
системе экологического воспитания дошкольников является наиболее
эффективным благодаря сочетанию интересов всех субъектов
педагогического процесса