Марина Гаврюшина
Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Проектная деятельность в детском саду
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение, позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:
Выбор цели проекта - воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта - составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научится работать для достижения цели.
Выполнение проекта - выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов - проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Таким образом проект можно представить как «Шесть П». Проблема – проектирование проекта – поиск информации – продукт – презентация – портфолио проекта.
Проекты бывают разных видов :
• По продолжительности проекты бывают : краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели, средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
• По составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные.
• По тематике: творческие, информационные, игровые или исследовательские.
Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков) .
(слайд 9) Способов разработки проектов много, рассмотрим подробно «Модель трёх вопросов».
Модель трех вопросов
Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
Содержание,
то что дети уже знают План
(тема проекта) Источники новых знаний
т. е. средства
Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта. В заполнении модели принимают участие дети и их родители. В качестве примера приведем разработку проекта "Вода".
Модель трех вопросов по проекту «Вода»
Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
Маша- голубая, можно мыться и быть чистым Почему замерзает? Спросить у папы
Лера- вкусная, можно пить, бывает горячая. Спросить у папы Отжать сок
Саша-лужа Почему не всю воду можно пить? Почитать книгу с бабушкой
Ариша- дождик- это вода. Почему вода не стоит на месте? Спросить у мамы
Артем –вода-это море Почему в море соленая? Посмотреть передачу про воду
Рома- в воде живут рыбы Почему звучит вода? Посмотреть в интернет
Так как «Модель трёх вопросов» вывешивается в раздевалке группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять в чем нужна их помощь.
В паспорте проекта должны присутствовать следующие пункты: проблема; полное наименование проекта; тип проекта; цель проекта; образовательные области; период (продолжительность) и этапы реализации проекта; обеспечение проекта : материально – техническое, учебно-методическое; ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели: для детей; для педагогов; для родителей; участники проекта; организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная); презентация проекта.
Проект оформляется в технологическую карту.
Этапы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Участие родителей
Подготовительный Беседа о предстоящей деятельности / проблемная ситуация
Основной НОД
(вид, тема, формируемые представления, умения по теме проекта) ОД в РМ
(форма, название, формируемые представления, умения по теме проекта)
Заключительный
Советы воспитателю по работе над проектом
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.