Кристина Латышева
Опыт работы «Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта (из опыта работы)
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика проектной деятельности детей дошкольного возраста, описывается технология ее организации в детском саду, приводится примерная тематика проектов для разных возрастных групп.
Публикация «Опыт работы „Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта“» размещена в разделах
.Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании).
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к углублению в проблему.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения, универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:
• практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
• нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
• задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
• целенаправленную детскую деятельность;
• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность :
1. Погружение в проект.
2. Организация деятельности.
3. Осуществление деятельности.
4. Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка. Педагог:
• переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
• помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Рассмотрим более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях (см. табл.).
Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности
Воспитатель Дети
Погружение в проект
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.
Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности
Организация деятельности
Создает условия для самостоятельной деятельности детей.
Предлагает и организует (помогает) : группы детей; распределение ролей, ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов
Осуществление деятельности
При косвенном участии:
• при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
• деликатно контролирует;
• обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
• репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
• выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
• консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
• добывают необходимые и недостающие знания;
• фантазируют;
• готовят презентацию
Презентация результатов
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задачи;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденные способы решения проблемы;
• самоанализ деятельности и ее результата;
• взаимную оценку в деятельности, способность выбрать лучших участников
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно, организовать взаимодействие детей между собой во время выполнения действий, направленных на реализацию проекта.
В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Литература
1. Волкова М. С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников // Педагогические технологии. 2011. № 2. С. 58–63.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пос. для педагогов / О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе и др. М. : Просвещение, 2012. С. 108–127.
3. Крылова Н. Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 3. С. 9–15.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. М. : Изд. центр «Академия», 2005.
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пос. для учителей и студентов педагогических вузов. М. : АРКТИ, 2003.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина и др. М. : АРКТИ, 2011.
7. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе : Метод. пос. М. : Центр «Педагогический поиск», 2006.