Светлана Бараненко
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сухомлинский говорил: «Одаренность человека-это маленький расточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий, к себе огромного внимания, необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Конечно же, каждый ребенок по своему, талантлив. Один поет как соловей, другой замечательно танцует, этот старается найти рифму к слову, а этот не выпускает из рук лупу, пытаясь понять, как устроен мир.
Как помочь ребенку раскрыть свои способности?
Этот вопрос мне помогает решать проектная деятельность.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах
Очень часто слово «занятие» вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. У них резко снижается мотивация к процессу приобретения знаний. Поэтому все воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность. Творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
Считаю уникальным средством сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании- это проектирование. Проект-это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей и для взрослых. Проектирование- это общение на равных. Проведение совместных акций с родителями и детьми способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослыми», а папе и маме- лучше понять своего ребенка.
Использование проектного метода позволяет сочетать интересы всех участников:
1. Педагог имеет возможность проявлять свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
2. Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
3. Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания и обучения.
Выполнение любого проекта можно разделить на три этапа:
Первый этап
Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:
1. Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию.
2. Дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя;
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организационной деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы, и распределяют роли.
Происходит пополнение копилки (сбор материала).
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Третий этап
Педагог готовит презентацию или любой другой продукт проекта.
Дети активно участвуют в подготовке, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Проекты бывают:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок, презентаций.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Сроки реализации проек.
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий, так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Виды проектов разные и темы у них могут быть самыми необычными, но по окончанию каждого проекта обязательно в группе вспыхивает несколько звездочек, для которых работа над данной темой принесла радость и удовлетворение, уверенность в собственных силах и желание узнать и сделать еще больше.
Результат совместной работой над проектами всегда радует.
1. Знания детей выросли;
2. Разговор о дисциплине даже не стоит, так как был большой интерес к работе;
3. Сплотился коллектив- дети стали общаться и работать с разными детьми из группы;
4. Выросла самостоятельность в работе;
5. Улучшилась связная речь;
6. У детей стал проявляться не ординарный подход и творческое мышление при выполнении задания;
7. Дети и родители научились делать совместные проекты;
Японский педагог Синити Судзуки сказал: «Мы все рождаемся с одинаково высоким потенциалом и при некоторых условиях можем стать выдающимися, способными и талантливыми людьми».
Я думаю, проектная деятельность помогает мне создавать условия для раскрытия таланта каждого ребенка.
Проект.
Тема: «Кто прятался в листочке?»
Автор: воспитатель Бараненко С. В.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный.
2. Практический.
3. Обобщающий
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Срок реализации: один месяц (июнь).
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Проблема, значимая для детей на решения которой, направлен проект: javascript:addTag('message', '', '')кто спрятался в листочке.
Цель:
.Формирование доброго отношения к окружающей среде у дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Расширять знания детей о бабочках;
2. Активизировать интеллектуально-познавательную деятельность.
3. Закладывать основы естественно- научного мышления.
4. Развивать эстетическое чувство, умение увидеть и почувствовать красоту природы, а также желание сохранить ее.
5. Наладить тесное взаимодействие с родителями детей.
1этап.
2 Этап.
Вид работы:
1. Разместить объект в группе, для наблюдения (куколку бабочки в листочке)
1. Собрать информацию о бабочках (воспитатель, дети, родители).
2. Подбор иллюстраций бабочек (воспитатель, дети, родители).
3. Организованная деятельность (НОД, викторины, чтение художественной и научной литературы, просмотр мультфильмов).
4. Самостоятельная деятельность
3. Этап.
1. Результат наблюдений за объектом. Презентация.
Необходимость создания проекта возникла неожиданно, во время прогулки. Дети обнаружили на кустарнике свернутые в трубочку листочки. Сразу возникли вопросы. Почему так свернулся листок? Там кто- то спрятался? Зачем?
Детям всегда было интересно наблюдать за насекомыми во время прогулки. На их вопросы иногда отвечала я, а иногда дети сами давали ответы на вопросы своих товарищей. Было видно, что у детей имеется небольшой запас знаний о разных насекомых.
Я предложила аккуратно взять в группу свернутые в трубочку листочки. В группе мы поставили листочки в стакан с водой и поместили в закрытый контейнер с доступом воздуха. Мы с ребятами меняли воду в стакане каждый день. Всякий раз ребята замечали в воде продукты жизнедеятельности. Задавая наводящие вопросы, я подвела детей к выводу, что в листочках находятся живые организмы. Наблюдение продолжалось две недели. Я записывала все изменения, которые замечали дети.
За эти две недели мы с ребятами постарались собрать информации о бабочках. Ребята приносили из дома журналы, книги, энциклопедии, иллюстрации. Вот, что мы узнали из собранного материала.
Заключение
Создав в детском саду условия для проектной деятельности, мы выходим на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения детей.