Лучший педагог года

Каждый ли ребенок талантлив

Юлия Курбатова
Каждый ли ребенок талантлив
▼ Скачать + Заказать документы

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос

и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Каждый ли ребенок талантлив?

Как раскрыть талант ребенка в детском саду?

Каждый из НАС, наблюдая за детьми в силу специфики своей деятельности, задавал себе вопрос: какие они современные дети? Чем интересуются? К чему стремятся? Почему одни из них пытливы, любознательны, активны, другие – больше предпочитают уединение, проявляют интерес к выполнению какого – то одного вида деятельности? Почему одних детей называют талантливыми, а других нет?

Публикация «Каждый ли ребенок талантлив» размещена в разделах

Давайте попробуем порассуждать: каждый ли ребенок талантлив? Как раскрыть его талант в детском саду?

Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим потенциалом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды.

Известный психолог Б. Г. Ананьев отмечает, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды социальной и биогенной, образования и собственной практической деятельности. Эти факторы действуют не порознь, а вместе и накладывают определенный отпечаток на сложную структуру развития человека. Внешнее окружение, среда, воспитание либо подавляют, либо помогают детскому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

Что же такое талант?

Существует множество определений, вот некоторые из них:

Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта (Википедия).

Талант – природный дар, дарования человека, способность к чему – либо (Толковый словарь Даля).

Талант — система качеств, свойств личности, которые дают ей возможность достигать значительных успехов в оригинальном исполнении творческой деятельности (словарь «Психология» под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского).

Проблема выявления, обучения и поддержки талантливых детей очень актуальна на сегодняшнем этапе модернизации образования в России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на решение такой задачи как сохранение и поддержки индивидуальности ребнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 – 2020 год одним из приоритетных направлений определяет развитие общей культуры, творческих и интеллектуальных способностей, поддержки и сопровождения одаренных детей на разных этапах получения образования.

Талантливые, одаренные дети – будущее современной России.

В настоящее время среди педагогов, психологов существует множество точек зрения: одни считают, что до уровня талантливого можно развить практически любого ребенка при создании благоприятных условий, для других талант — уникальное явление, и основное внимание уделяется поиску «особенных» детей.

Наблюдая за детьми, могу отметить, что каждый ребенок уникален, неповторим, а в чем-то даже и талантлив. Каждый период детства создает благоприятные условия для проявления и развития способностей. По мнению психологов, дошкольный возраст является наиболее сензитивным в этом отношении.

Поэтому очень важно уметь вовремя определить этот период и дать возможность каждому ребенку раскрыться в полной мере.

Если мы посмотрим на биографии талантливых ученых, композиторов, поэтов, то увидим, что именно в детском возрасте закладывались «первые ростки» их уникальных способностей.

Так, например, великий русский поэт Сергей Есенин научился читать в пять лет, а в девять лет начал сочинять свои первые стихи. Выдающийся композитор Моцарт с пеленок слушал, как играет его мать, а отец позволял ему нажимать на клавиши в то время, когда он еще не умел ходить.

Сегодня учёные единодушны в том, что каждый человек владеет огромным количеством скрытых возможностей. Общеизвестна фраза психолога Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг».

Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки, и тогда ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым.

Почему же это происходит?

Мы знаем, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Организуя любую деятельность ребенка, взрослый должен не только поддержать ее, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Нельзя говорить о таланте ребенка в музыкальной, конструктивной, сочинительской или других видах деятельности, если для этого не созданы соответствующие условия.

Одним из основных компонентов развития способностей детей является предметно – развивающая среда, созданная в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Создание предметно – развивающей среды, позволяющей каждому ребенку, проявить свои индивидуальные способности в рисовании, музыке, театрализованной, экспериментальной деятельности, способствует наибольшему раскрытию творческого потенциала ребенка.

Так, например, Центры театрализованной деятельности оснащены различными материалами (элементы костюмов, декораций, различные виды театра, фонотека, позволяющие детям выразить свои эмоции, переживания при постановке театральных произведений.

Материалы, представленные в Центрах книги, не только знакомят детей с различными жанрами произведений (сказка, рассказ, былина), но и обеспечивают возможность проявления детьми творчества в различных видах художественно – творческой деятельности.

Центры экспериментальной деятельности – это мини – лаборатории, в которых «юные ученые» познают свойства и качества различных материалов, проводят мини – исследования, учатся работать со схемами, алгоритмами.

Центры интеллектуального развития способствуют развитию у детей умения рассуждать, анализировать.

Одним из важных направлений работы с талантливыми детьми является активное включение их в различные общие мероприятия, как на уровне ДОУ, так и за его пределами: праздники, мюзиклы, конкурсы, акции (конкурсы «Золушка и маленький принц», «Я – исследователь», «Зебрята», «Знай-ка»).

Активное взаимодействие с родителями, социумом является непременным условием, способствующим развитию таланта ребенка. Исходя из этого, хочется отметить, что для становления личности талантливого ребенка особенно важно повышенное внимание родителей. Для такого ребенка важны условия в семье, где он растет: это и упор на интеллектуальные ценности, и атмосфера духовности и любви, царящая в доме. Отсутствие внимания родителей и поддержки интересов ребенка, могут «затормозить» развитие способностей. Талантливым детям крайне необходимо понимание, любовь родителей, чуткость и искренность отношений в семье.

Не надо переживать и расстраиваться, если ваш ребенок не наделен таким же талантом, как выдающиеся гении. В каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий потенциал, и во многом от родителей и педагогов зависит, каким станет ребенок, насколько разовьются его способности и талант.

В заключение хочу процитировать слова японского педагога Синити Судзуки:

«Мы все рождаемся с одинаково высоким потенциалом и при некоторых усилиях можем стать выдающимися, способными и талантливыми людьми. Если мои слова дошли до вашего сердца, то вы не будете откладывать свои замыслы на завтра, а начнете претворять их в жизнь сегодня, прямо сейчас. В результате ваша жизнь станет счастливее. Я мечтаю о том, чтобы это сбылось с каждым человеком».

Публикации по теме:

Конспект НОД в области познание «В царстве комнатных растений» Конспект НОД в области познание. «В царстве комнатных растений» Цели: 1. Закреплять элементарные представления о комнатных растениях. 2. Закреплять.

Консультация для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?» Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Одарённый ребёнок, – какой он?» Подготовила и провела: старший воспитатель высшей квалификационной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Каждый ли ребенок талантлив
Опубликовано: 18 марта 2014 в 15:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Каждый ли ребенок талантлив» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Курбатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД