Астахова Юлия
Проектная деятельность «Театр в жизни детей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №14 г. КОНАКОВО
В ДЕТСКОМ САДУ:
Разработала:
воспитатель Астахова Ю. А.
г. Конаково
«Театр – это волшебный мир,
в котором ребенок радуется играя,
а играя, познает окружающее»
(О. П. Радынова)
Актуальность проекта.
Публикация «Проектная деятельность „Театр в жизни детей“» размещена в разделах
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
ПРОБЛЕМА
Дошкольники практически ничего не знают о театре, о том какие бывают театры, сколько различных профессий связано с театральной деятельностью. Дети очень скованы, когда речь заходит о драматизации сказки. Им трудно дается пересказ, они зажаты, стеснительны.
Данная технология была разработана нами для того, чтобы дать детям представления о театрах, помочь раскрепоститься, развить свою фантазию, творческие способности, обогатить словарный запас, приобщиться к искусству.
Вид проекта : Творческий
Цель проекта : Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами при непосредственной помощи родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.
По времени проведения: среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Формировать у детей средней группы представления о различных видах театра (кукольный, би-ба-бо, пальчиковый, театр в коробке и т. д.)
• Знакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки, музыку.
• Ознакомить детей с культурой поведения в театре.
Развивающие:
• Развивать коммуникативные навыки;
• Активизировать творческие способности детей;
• Развивать эмоциональную отзывчивость.
• Развивать артистические способности детей через театрализованную игру
• Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
• Пробудить интерес детей и родителей к театру;
• Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми;
• Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение);
• Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
Практические:
• Вовлечение родителей в проектную деятельность.
• Привлекать детей к творческому процессу создания различных видов театров, костюмов.
• Посещение детьми театральных спектаклей совместно с родителями и в детском саду;
• Учиться вежливому поведению в культурных местах;
• Создание развивающей среды в групповом помещении;
• Создание памятки «Как вести себя в театре»;
• Подготовка и проведение спектакля детьми совместно с родителями;
• Проведение мастер-класса для родителей
Ожидаемые результаты:
Мы считаем, что реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Нами планируются следующие результаты:
1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
4. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;
5. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;
6. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 4-5 лет;
7. Развитие эмоционального фона и речи дошкольников.
Оборудование и материалы:
Литература по теме, иллюстрации, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности, фотоаппарат, мультимедийное оборудование, театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Формы работы:
• организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
• организация совместных с родителями мероприятий;
• организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
• организация посещений культурных мероприятий (старшая группа).
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
6. Индивидуальные беседы
7. Наглядная информация: папка «Театр своими руками», консультация «Водите детей в театр», консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка», «Значение театральной деятельности в развитии ребёнка дошкольного возраста», рекомендации «Куда сводить ребёнка»
Этапы реализации проекта
Этапы
Проектной
деятельности
Мероприятия
Ответственные
1 Этап:
Подготовительный Формулировка проблемы;
Сбор материалов; анкетирование родителей; Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в жизни ребёнка»;
1. Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта; наглядная информация: папка «Театр своими руками», консультация «Водите детей в театр», консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка», «Значение театральной деятельности
в развитии ребёнка дошкольного возраста», рекомендации «Куда сводить ребёнка»
Воспитатели, музыкальный руководитель
2 Этап:
Аналитический Обсуждение плана работы;
Анализ собранных материалов;
Обсуждение алгоритма действий по проекту;
Распределение обязанностей.
Воспитатели, музыкальный руководитель
3 Этап:
Основной Организованная образовательная деятельность;
Беседы о видах театра; Беседы о детских впечатлениях о посещаемых представлениях; Рассматривание иллюстраций театров; Заучивание стихотворений;
Словотворчество (сочинение детьми);
Оформление выставки «Виды театров»;
Просмотр театрализованной деятельности, детских театров, посещение спектаклей, представленных профессиональными артистами кукольных театров;
Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.
Продуктивная деятельность :
Рисование: правила поведения в театре,
рисование впечатлений от просмотренных спектаклей
Выставка рисунков и поделок.
Игровая деятельность :
Театрализованная деятельность в группе, на музыкальных занятиях, проигрывание спектаклей в свободной деятельности детей.
Воспитатели, музыкальный руководитель
Воспитатели, музыкальный руководитель
4 Этап:
Презентационный Выставка детских работ;
Выставка «Театр своими руками»;
Спектакль «Ничуть не страшно»;
Презентация проекта.
Воспитатели, музыкальный руководитель
5 Этап:
Рефлексивный Подведение итогов проектной деятельности. Воспитатели, музыкальный руководитель
Вывод:
Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет педагогам ДОУ использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.
В ходе реализации проекта у детей :
• Развился интерес детей и родителей к театру.
• Привили детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение).
• Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок.
• Активизировали и обогатили эмоционально – чувственный опыт
• Дети научились сопереживать, сочувствовать через расширенное представление различных способах и средствах эмоционального развития; умению договариваться, слушать и слышать другого.
• Обогатили представление об основных видах театра, развили интерес к театру и театрализованной деятельности.
• Изготовили совместно с родителями разных видов театра, пособий и игрушек, театральную ширму из полипропилена;
• Обогатился и активизировался словарный запас детей по теме театр, навык устного общения;
• Активизировались внимание и память;
• Проявилась самостоятельность в организации сюжетно-ролевой игры;
• Сформировалось умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.