Папки-передвижки

Проектная деятельность с детьми 4–5 лет с применением нетрадиционной техники рисования «Радуга красок»

Людмила Минина
Проектная деятельность с детьми 4–5 лет с применением нетрадиционной техники рисования «Радуга красок»

Актуальность проекта.

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.

С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять. Уроки рисования позволяют ему гармонично развиваться

Публикация «Проектная деятельность с детьми 4–5 лет с применением нетрадиционной техники рисования „Радуга красок“» размещена в разделах

Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной

образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей среднего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь - декабрь).

Участники: воспитатели, родители, дети.

Возраст детей: дети средней группы в возрасте 4 - 5 лет.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проблема: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так, как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Создание предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изо творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.

Цель проекта :

Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта :

Образовательные:

1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.

3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. (Монотипия, печатанье листьями, рисование пальчиками, ладошками, тычкованием и др.)

4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Познакомить с нетрадиционными способами рисования «Оттиск», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться гуашью.

Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомер, познавательного интереса.

Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы реализации проекта :

Метод обследования, наглядности; словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

Мотивационный (убеждение, поощрение).

Предполагаемый результат проекта :

Для детей:

Познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;

Получат практические навыки и умения по использованию техники «Пластилинография», «Пальчиковое рисование», «Рисование ладошками», «Рисование пакетом».

Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования;

Обогатиться словарь детей словами «пейзаж», «изображение». «фон», словами, связанными с приметами осени, зимы (метель, пурга, листопад и др., выучат стихи об осени, о зиме, елке; прослушают детские песни о временах года (осень, зима).

Для родителей:

Организация совместной работы с детьми.

Активное участие в жизни ДОО.

Проект состоит из трё х этапов:

I. Подготовительный (сентябрь 2019 г.)

II. Основной (октябрь 2019 г. – декабрь 2019 г.)

III. Заключительный (декабрь 2019 г.)

Подготовительный этап решает задачи организационного характера:

• диагностика уровня развития творческих способностей детей;

• определение цели и задач проекта;

• изучение методической литературы;

• анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста;

• создание предметно-развивающей среды;

• разработка перспективного плана работы (см. Приложение 1).

Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми :

• реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;

• проведение ООД, сотворчество со взрослым;

• наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;

• экспериментирование с изобразительными материалами;

• коллективное творчество;

• выставки детских рисунков;

• консультации для родителей.

Заключительный этап проекта :

(см. Приложение 2);

• разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;

• обобщение опыта работы по данной теме на муниципальном уровне.

Ожидаемые результаты.

• Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.

• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Практическая значимость проекта.

1. Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.

2. Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.

3. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.

4. Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».

Список литературы.

1. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

2. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

3. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

5. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся, играя».

6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе

Тема (техника) Цель Материал

Сентябрь. «Дождик»

(Рисование

пальчиком) Познакомить с приемами пальчикового рисования, развивать чувство композиции и ритма. Закреплять навыки рисования гуашью. Альбомный лист, акварель, салфетка, баночка с водой.

«Бабочка».

(монотипия, рисование ладошками) Учить детей на мокром листе делать отпечатки ладошек, и складывать пополам лист. Дорисовывать бабочку красками. Альбомный листы, поролон, вода, тарелочки с гуашью, краски, кисточки, салфетки.

«Березовая роща»

(Печать листьями березы) Научить способу получения изображения прижиманием растений разной величины и формы (листочки). Альбомный лист, кисть, березовые лисья разной величины, гуашь всех цветов, кисть, салфетка, баночка с водой, картинки с изображением березовой рощи.

«Осеннее дерево».

(Рисование ладошками, пальчиками и кистью) Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, разноцветными листочками) Альбомный лист, гуашь коричневая, акварель желтая, оранжевая, красн6ая, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой

Октябрь. Корзина с грибами

(Печать половиками картошки с вырезанными грибами) Закреплять умение пользоваться трафаретом. Трафарет разных грибов, корзины, вырезанные взрослым из картона, гуашь, палитра, палочки с закреплёнными кусочками поролона, салфетка.

Осень отражается в воде.

(Монотипия) Знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок, используя много воды. Затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками. Альбомный лист, акварель, образец пейзажа, баночка с водой, кисть, салфетка

«Листопад»

(отпечаток листьями) Научить способу получения изображения прижиманием растений разной величины и формы (листочки). Альбомный лист, кисть, лисья разных деревьев разной величины, гуашь всех цветов, кисть, салфетка, баночка с водой.

Чудесные превращения кляксы

(Кляксография) Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. Кисть, акварель, баночка с водой, салфетка, трубочка для коктейля

Ноябрь. «Розы для мамы».

(печатанье пекинской капустой» Учить детей наносить кистью гуашь на капусту и прикладывать к листу создавая букет. Учить работать коллективно Гуашь разного цвета, кисти, пекинская капуста, разрезанная на3 части, салфетки, вода в баночках.

«Снегири на рябинке»»

(рисование ватными палочками, пальчиками) Учить детей рисовать ватными палочками кисть рябины, а снегирей пальчиками и дорисовывать тонкой кистью) Альбомный лист, акварельные краски, кисточка, ватные палочки, салфетка, вода в баночке.

«Веселая зима»

(Рисование солью) Продолжать знакомить с техникой рисования солью. Развивать наглядно- образное мышление, воображение, мелкую моторику рук. Цветной картон тёмного цвета, клей ПВА, салфетка, мелкая соль

«Вьюга»

(Рисование мятым пакетом) Знакомить с новой техникой рисования мятым пакетом. Учить аккуратно набирать краску, наносить оттиски на бумагу. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус. Альбомный лист, целлофановый пакет, палитра, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка

Декабрь. «Новогодняя елочка».

(Пластилинография) Закреплять умение катать одного размера шарики и приклеивать на их на контур ёлочки близко друг к другу. Воспитывать аккуратность. Умение работать в коллективе. Пластилин зеленого цвета разного оттенка, нарисованный силуэт елочки.

«Веселые снеговики»

(рисование рукой, отпечаток ступни) Учить детей дополнять рисунок деталями: глазки, морковка, веточки-руки, шапка-ведро. Развивать фантазию, аккуратность. Подготовленные отпечатки ступни, кисти тонкие, гуашь разноцветная, салфетки, вода в баночках.

«Зимушка зима»

(разнообразные способы рисования) Закрепить нетрадиционные способы рисования (пальчиком, ватными палочками, набрызгивание, печать, ниткой и др). Учить передавать в рисунке приметы зимы : снег, снегопад, зимующих птиц и т. д, воспитывать интерес к рисованию Краска, гуашь, кисти разной толщины, материал для изображения рисунка, (Зубная щетка, клей, соль, ватные палочки, баночки с водой, салфетка.

Результаты обследования.

Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые продолжали знакомиться с нетрадиционными способами рисования, можно сказать что работа по данному направлению заметно улучшили показатели.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Не важно кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличие именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:

• В группе организованы выставки работ детей по нетрадиционным способам рисования;

• У детей с формулировались устойчивые знания и практический умения по данным видам нетрадиционного рисования;

• Развит интерес к изобразительному искусству;

• Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

Выводы:

Данный проект помог развивать в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Публикации по теме:

«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования «Хохломская роспись – это просто».Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования: гуашью по восковым.

Аппликация с применением нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе «Зимняя береза»Аппликация с применением нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе «Зимняя береза» Аппликация с применением нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе по теме: "Зимняя береза"Мы сегодня украшали зимнюю березу.

Фотоотчет детского творчества с применением нетрадиционной техники рисования «Рисуем манной крупой»Фотоотчет детского творчества с применением нетрадиционной техники рисования «Рисуем манной крупой» Дорогие друзья, доброе время суток! Зима - замечательное время года. Дети радуются снегу, искрящемуся и переливающемуся на солнце. Зимой.

Конспект интегрированного НОД в младшей группе №2 с применением нетрадиционной техники рисования (монотипия)Конспект интегрированного НОД в младшей группе №2 с применением нетрадиционной техники рисования (монотипия) Цель: продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, работать кистью (правильно держать, обмакивать её в краску всем ворсом, снимать.

Конспект НОД по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования клеем «Витражи»Конспект НОД по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования клеем «Витражи» Конспект НОД по изобразительному искусству с применением нетрадиционной техники - рисование клеем «Витражи» в подготовительной группе. Цели.

Конспект НОД по ИЗО с применением нетрадиционной техники рисования «Гусеничка» в старшей группеКонспект НОД по ИЗО с применением нетрадиционной техники рисования «Гусеничка» в старшей группе Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы». Возрастная группа: старшая. Тема НОД: «Гусеничка». Ведущая образовательная.

Конспект НОД «Подснежники» с применением нетрадиционной техники рисования ватными палочками и печатью губкой Тема НОД: «Подснежники» (возрастная группа: 2 младшая группа) Цель: рисование подснежника нетрадиционным способом Задачи: 1) Развивать.

Конспект урока в подготовительной группе с применением нетрадиционной техники рисования сольюКонспект урока в подготовительной группе с применением нетрадиционной техники рисования солью «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Цели и задачи нашего мероприятия: 1. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование «солью».

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционной техники рисования «Тюльпаны»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционной техники рисования «Тюльпаны» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционной техники рисования «Тюльпаны» Пальчиковое рисование.

НОД с применением нетрадиционной техники рисования (метод тычка) «Я рисую овощи»НОД с применением нетрадиционной техники рисования (метод тычка) «Я рисую овощи» Тема: «Я рисую овощи»Цель: познакомить детей с техникой рисования методом тычка (ватными палочками) Задачи: - развивать чувство композиции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность с детьми 4–5 лет с применением нетрадиционной техники рисования «Радуга красок»
Опубликовано: 7 мая 2020 в 12:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД