Светлана Бабурова
Проектная деятельность с детьми средней группы «Страна безопасности»
Проектная деятельность с детьми средней группы «Страна безопасности»
Проект по
социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию, направленный на психическое и физическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Разработали:
Бабурова. С. В
Цитата по теме:
«Много правил есть на свете, их должны запомнить дети!»
Публикация «Проектная деятельность с детьми средней группы „Страна безопасности“» размещена в разделах
Проблема:
В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые на прямую, или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
Тема проекта:
«Страна безопасности»
Актуальность:
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным. Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.
Цель:
Закрепить знания детей об общих правилах безопасности жизнедеятельности детей и взрослых.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;
3. Познакомить со средствами пожаротушения;
4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;
6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;
7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;
8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.
Для родителей:
1. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ
2. Активизировать родителей к совместной деятельности.
3. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной
Новизна проекта заключается
в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
В проект включены все ОО: деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта в рамках перспективно-тематического планирования блок «Моя безопасность», Темы «Один дома», «Поведение на улице», с 12.04.2021 - 23.04 .2021 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, разработка информационного материала для родительского уголка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности в средней группе на 2020 - 2021 учебный год, ИКТ.
Участники проекта:
1. Дети и родители средней группы (4 - 5 лет)
2. Воспитатель: Бабурова. С. В.
3. Физ. инструктор Ярошенко. О. П.
Вид проекта:
групповой, социальный, краткосрочный – 2 недели (12.04.2021 - 23.04 .2021 года)
Тип проекта…
познавательно-творческий, практико-ориентированный
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-выставки детских работ;
- выставка работ для Всероссийской добровольной интернет-акции «Противопожарная безопасность»
- всероссийская добровольная интернет-акция «Противопожарная безопасность»
-конкурсы;
-консультации для родителей;
- культурно-досуговая программа «ПДД»
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые).
1. Ситуативный диалог: «Береги живое». Формировать элементарное представление о природе, воспитывать умение вести себя в природе.
«Что делать если…» закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)
2. Беседы: «Пожароопасные предметы» Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.
«Один дома» Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям. Закреплять правила безопасного передвижения в помещении. Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения.
Беседа о правилах поведения. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Продолжать знакомить с культурой поведения на улице и в транспорте. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
«Предметы, требующие осторожного обращения» Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения» выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.
Беседа «Внешность человека может быть обманчива» объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
3. Творческая мастерская Тема: «Сказочный - домик теремок» Учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения.
Раскрашивание раскрасок «Специальные машины»
4. НОД по речевое развитие Тема: «Не откроем волку дверь» рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
5. Чтение художественной литературы: В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года» закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы безопасности поведения дошкольников», О. В. Чермашенцева). Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно» познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности, «Пир мышей» учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя
Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные загадки» уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах; развивать логическое мышление, внимание, память.
6. Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода» закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.
7. Дидактические игры: «Собери знак», «Сложи картинку», «Расшифруй донесение», «Подумай и продолжи», «Что опасно найди», «Что произойдёт дальше», «Наш день», «Хорошо – плохо»
8. Сюжетно-ролевые игры: «Юные спасатели», «Помощники в доме», «Шофёры», «Скорая помощь», «Наши дружные соседи», «В живом уголке».
Подвижные игры: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях) познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя, «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Лиса в курятнике», «Найди и промолчи», «Незнакомец», «Попади в цель» совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.
9. Целевая прогулка «Что такое улица». Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.
10. Моделирование ситуации «Один дома» прививать чувство собственной безопасности находясь дома.
11. Пение и слушание песен «Уроки о дороге» - подборка песен по Правилам дорожного движения, «Отважный пожарный»
Прослушивание аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести»
12. Всероссийская добровольная интернет-акция «Противопожарная безопасность»
13. Консультация родителей: «Дисциплина на улице-залог безопасности»
Буклет: «Шалость детей с огнем – причина пожара»
Папка – передвижка «Огонь друг – огонь враг».
https://6820.maam.ru/maps/abc/6820_138.html
14. Выставка работ для Всероссийской добровольной интернет-акции «Противопожарная безопасность»
15. Фотоотчёт «Опасные ситуации в жизни»
https://6820.maam.ru/maps/news/452004.html
16. Культурно-досуговая программа «ПДД»
В ходе реализации проекта «Страна безопасности»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
В ходе подготовки и реализации проекта по безопасности «Страна безопасности» в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет у детей сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе; отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности. Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.
Используемая литература:
- «Рабочая программа средней группы МБДОУ №6 города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, разработана в соответствии с Образовательной программой учреждения на 2020-2021г». воспитателем Бабуровой. С. В., высшей квалификационной категории.
- План работы с родителями средней группы на 2020–2021 учебный год Светлана Бабурова.
- В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в средней группе детского сада».
- Н. Н. Авдеева, Н. Л. Стёркина Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. –СПб. : «Детство-Пресс», 2005
- В. А. Степанов «Азбука в загадках».
- Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
- Газета «Дошкольное образование» № 13 2008 год.