Светлана Бабурова
Проектная деятельность с детьми средней группы «Осень — щедрая пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с детьми средней группы «Осень-щедрая пора»
Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.
Разработали:
Бабурова С. В
Цитата по теме:
«Общение с природой позволяет решать не только задачи экологического, эстетического воспитания, но и глубоко нравственные проблемы. Через познание красоты природы ребенок приходит к познанию красоты и величия Родины. Чувство Родины- самое важное в человеке, определяющее направленность личности»
Публикация «Проектная деятельность с детьми средней группы „Осень — щедрая пора“» размещена в разделах
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Б. Т. Лихачев.
Проблема:
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом еще недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.
Тема проекта: «Осень-щедрая пора»
Актуальность:
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема. Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов «золотая осень», «унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря. Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.
Цель:
Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи проекта:
- Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья осенью».
- Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Вызвать желание к стремлению импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
- Обеспечить развития умения читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умение драматизировать небольшие отрывки.
- Способствовать формированию умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.
- Обеспечить развитие навыков художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.
- Способствовать развитию чувства сотрудничества родителя с ребёнком
- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.
- Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
В проект включены все ОО: деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта в рамках перспективно-тематического планирования блок «Кладовая осени» Темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья осенью» с 08.09.2020 - 02.10.2020 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, ноутбук.
Участники проекта:
1. Дети и родители средней группы (4 - 5 лет)
2. Воспитатели: Бабурова. С. В.
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
Вид проекта:
групповой, краткосрочный - 1 месяц (08.09.2020 - 02.10.2020)
Тип проекта…
познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-экскурсии по осенним аллеям парка;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
-рассматривание репродукций картин русских художников;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-конкурсы;
- страничка для групповой книжки «Книга витаминных рецептов»
-выставки совместного творчества детей и родителей «Дары осени»;
- фото – презентация «Возраст осени, ты дорог и прекрасен»
-консультации для родителей;
- культурно-досуговая программа «Осень в лесу»
- Презентация «Осень. Осенние признаки.»
- СМИ «Вестник Приманычья», «Золотая осень в гости к нам пришла».
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые).
1. Ситуативный диалог: «Что нам осень принесла?» Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
2. Беседа «Витамины для здоровья полезные» Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Расширять представление о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
«Осень – добрая волшебница» Расширять представления детей о многообразии природных явлений, о красоте осенней природы. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы, исчезают насекомые, улетают птицы и т. д., вести сезонные наблюдения.
«Вкусные и полезные фрукты» Закреплять, обогащать знания о фруктах (названия, где и на чем растут, их свойствах, пользе). Активизировать обобщающее понятие.
«Растительный мир осенью» Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Закреплять названия основных деревьев, классифицировать деревья: лиственные, хвойные, фруктовые. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.
«Почему деревья сбрасывают листья» формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
3. Наблюдения за листопадом, за состоянием погоды, за деревьями и кустарниками осенью, за трудом дворника осенью, за сезонными изменениями, за осенней одеждой детей и взрослых. : привлекать внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощрять желание помогать взрослым.
Наблюдение за цветником, познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
4. Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Осень».
5. Экскурсии: по территории детского сада с целью выявления признаков осени. Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени.
6. Творческая мастерская «Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное» Учить выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Развивать творческие способности, воображение. Упражнять в срезании углов у прямоугольника и квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.
«Как мы все вместе набрали полную корзинку грибов». Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Учить держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.
«Сказочное дерево» Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь.
«Золотая осень» Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.).
«Огурец и помидор» Формировать умение закрашивать рисунки карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.
«На яблоне поспели яблоки»: Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.
«Созрели фрукты» Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.
«Большие и маленькие морковки» Продолжать учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.
Работа с раскрасками «Овощи», «Фрукты».
7. Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты», «Времена года», «С какого дерева лист».
8. Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Осень» (отрывок, А. Фет «Ласточки пропали», А. Плещеев «Осенняя песенка», И. Бунин «Листопад».
Русская народная сказка «Мужик и медведь», В. Сутеев «Яблоко», В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь», Н. Сладков «Осень на пороге», И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Загадки, пословицы, поговорки;
Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям.
9. Дидактические игры: «Найди листочек», «Вершки и корешки», «Космеи или яблоки», «Деревья и их плоды», «Времена года», «Узнай по описанию», «Когда – это бывает?»
Словесные игры: «Чудесный мешочек», «Сложное слово», «Интересные загадки», «Вершки-корешки», «Кто солнышко разбудил?».
10. Подвижные игры: «Зайка серый умывается», «Пастух и стадо», «Мяч через сетку», «Найди, где спрятано», «Листопад», «Длинная змейка», «Филин и птицы», «Заколдованная башня»
Игры-соревнования: «Кто первый соберет осенний букет», «Кто быстрее обежит лужи»
- Физкультминутки: «Листики», «Собираем сливы», «Подсолнух», «Деревья».
- Дыхательная гимнастика «Ветерок», «Сдуй листок», «Листопад».
- Пальчиковая гимнастка «Листья», «Осенний букет», «Капуста», «Грибы».
11. Сюжетно-ролевые игры: «В магазине», «Шофер», «Семья», «Экскурсия в осенний парк»
12. Экспериментальная деятельность «Простые опыты с природным материалом», установить, какие материалы имеют природное происхождение.
«Листья кружатся, летят» Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
13. Инсценировали стихотворение Ю. Тувим «Овощи», сказки «Пых» (настольный театр, по сказке В. Сутеева «Под грибом»
14. Слушание: П. И. Чайковский "Времена года", А Вивальди «Осень», Т. Волгина «Осень», «Дождик», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», Д. Васильева «Осенняя песенка», «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
Пение: «Осень» музыка И. Кишко, «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой, «Дождик», «Скворушка прощается» музыка Т. Попатенко.
Разучивание танцев: «Танец осенних листочков».
15. Выставка совместных творческих работ с родителями «Дары осени» - привлекать родителей воспитанников к совместной с детьми творческой деятельности по изготовлению композиций из природного материала.
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-o-konkurs-tvorcheskih-semeinyh-rabot-dary-oseni.html
16. Изготовление странички для групповой книжки «Книга витаминных рецептов»
17. Фото – презентация «Возраст осени, ты дорог и прекрасен»
18. Консультация родителей «Организация семейных прогулок», «Одежда Осенью»
Изготовление папки-передвижки на тему «Осенние фантазии».
https://6820.maam.ru/maps/abc/6820_138.html
19. Культурно-досуговая программа «Осень в лесу» - воспитать уважение к труду людей, любовь к родному краю, развивать творческие способности, активность.
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchyot-ob-osenem-prazdnike-v-srednei-grupe-osen-v-lesu.html
20. Всероссийский конкурс «Золотая осень».
21. Фото отчет Фотоотчет «День пожилого человека. День добра и уважения» в детском саду.
Наступила осень https://6820.maam.ru/maps/news/390156.html
«Чудо-овощи» https://6820.maam.ru/maps/news/391037.html
"Фрукты - полезные продукты" https://6820.maam.ru/maps/news/395713.html
Новостная лента инстаграм https://www.instagram.com/mbdou_6_prol https://www.instagram.com/mbdou_6_prol/
22. Презентация «Осень. Осенние признаки.»
23. СМИ «Вестник Приманычья», «Золотая осень в гости к нам пришла».
В ходе реализации проекта «Осень-щедрая пора»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
• В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;
• Узнали о пользе деревьев и кустарников;
• Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта
Используемая литература:
- «Рабочая программа средней группы МБДОУ №6 города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, разработана в соответствии с Образовательной программой учреждения на 2020-2021г». воспитателем Бабуровой. С. В., высшей квалификационной категории.
- С. Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
-План работы с родителями средней группы на 2020–2021 учебный год Светлана Бабурова.
- Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада.
- О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. средняя группа детского сада.
- В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
Презентация «Осень. Осенние признаки.» для детей среднего дошкольного возраста
Цель:
закрепить представления детей о признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.
2. Учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.
3. Продолжать развивать память, внимание, мышление.
4. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.