Манн Татьяна Ивановна
Проектная деятельность по нетрадиционному рисованию в группе раннего возраста «Разноцветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Содержание.
1.1 Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Дети, раннего возраста в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Публикация «Проектная деятельность по нетрадиционному рисованию в группе раннего возраста „Разноцветные ладошки“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат. Меня эта техника рисования заинтересовала т. к. рисование нетрадиционными техниками позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей и помогает каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами помогает развивать творчество, воображение.
Если посмотреть на детский рисунок, он чрезвычайно прост и в то же время очень выразителен. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный, и увидеть его может лишь он.
Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Занятия рисованием приносят много пользы: дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику и речь малыша, знакомят с явлениями окружающего мира, помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, развивают воображение и эстетический вкус, учат видеть мир во всей его красоте и многообразии. Такие занятия пробуждают активность ребенка, делают процесс познания окружающего мира более целенаправленным.
На первых занятиях дети знакомятся с различными способами нетрадиционного рисования. В силу возраста детям поначалу было трудно и не понятно выполнять то, что предлагал им воспитатель (рисовать прямые линии, наносить тычки пальчиками и ватным тампоном, но с какой радостью они радовались полученным результатам. В дальнейшем, когда все приемы рисования были представлены для детей, они с легкостью справлялись с заданием. Тема каждого занятия была для всех одинакова, но у каждого ребенка итог работы был по-своему непредсказуем и красочен, это говорит о том, что в процессе рисования у детей развивается фантазия, воображение, развитие мелкой моторики. В дальнейшем планируется расширение кружка и в нем добавятся еще два вида деятельности (объемная аппликация и нетрадиционные способы лепки, это еще больше заинтригует детей и придаст им желание идти вперед и достигать своих вершин в творческой деятельности.
Цель:
Сформировать способности детей раннего возраста в изобразительной деятельности через нетрадиционные методы рисования.
Задачи:
Обучающая:
Учить детей умению рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки, а также научить сочетать все эти элементы вместе в своей работе;
Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
Обучить нетрадиционным способам рисования.
Развивающая:
Активизировать интерес к рисованию;
Развивать мелкую моторику;
Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитывающая:
Воспитывать интерес у ребёнка к изобразительной деятельности.
Формы занятий: фронтальные (групповые, индивидуальные занятия.
Формы подведения реализации кружка: НОД, СРИ, беседы, рассматривание иллюстраций, картин, проведение выставок детских работ.
Тип проекта : долгосрочный.
Направленность: социально – педагогическая.
Количество занятий.
В месяц: 4 занятия.
В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 8-10 минут.
Возрастная группа : дети от 1.5 до 2 лет (группа раннего возраста).
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 1.5 до 2 лет.
Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становиться старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в зависимости от его личностных особенностей.
В возрасте 1,5-2 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить, как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, творчество и т. д.
Главными задачами педагогического процесса этого возраста является амплификация (обогащение) развития, реализация принципов гуманизации, которые ориентируются не на усредненную личность, а на индивидуальность каждого ребенка.
Решающим в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, то есть общение, обучающие взаимодействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они учитывают общие закономерности развития детей этого возраста, индивидуальные особенности. Это позволяет определить направление ближайшего развития.
Ведущей деятельностью в 1, 5-2 года является предметная: действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко, разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т. д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.
В раннем возрасте движения у детей несовершенные, неточные. Маловыраженные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный центр тяжести, слабость мышц ног — всё это обусловливает частые падения ребёнка. У детей замедленная реакция, недостаточно развиты мышцы-разгибатели. Малыши быстро утомляются. Новые рефлекторные связи создаются легко, но непрочны. Движения детей схематичны, не согласованны, часто замедленны.
Этот возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений низкий, что часто приводит к травмам. Продолжается интенсивное развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребёнок становится более подвижным и самостоятельным.
Дети раннего возраста любознательны, они продолжают осваивать окружающий предметный мир, начинают осваивать мир социальный. В этот период начинает происходить овладение социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через предметные и игровые отношения со сверстниками. Общение со взрослыми совершенствует речь малыша, вырабатывает психические реакции, адекватные обстановке.
Социальная ситуация развития
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.
Ребёнок в системе отношений ещё является центром своей семьи, однако наряду с близкими взрослыми в круг общения начинают включаться и другие взрослые (персонал дошкольного учреждения). На этом фоне у детей развивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты.
Самооценка ярко эмоционально окрашена, связана со стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение.
Ребёнок начинает усваивать нормы поведения, а также различных форм общения.
Предметная деятельность определяет основные изменения в жизнедеятельности ребёнка. Действия ребёнка с предметами становятся более разнообразными и ловкими, совершенствуются навыки самообслуживания. Всё более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость. Ребёнок становится всё более настойчивым в достижении поставленной цели.
2. Содержательный раздел
2.1 Актуальность
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Мышления;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.
Возможность воочию увидеть результат своих усилий, особенно важна для ребенка: - это дарит ощущение собственной значительности и компетентности
«Я сумел! У меня получилось!», вдохновляет на новые свершения!
Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребёнка. Учёные придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ним связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи.
Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и речь ребёнка. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь малыш знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует.
Помогает ребенку проявить свою индивидуальность. Каждый человек уникален, очень важно, как можно раньше осознать это, чтобы в будущем слушать собственные мысли.
Методы нетрадиционного рисования помогут малышу гармонично развиваться. Вполне возможно, что он настолько увлечется одним из способов, что оно станет его хобби в будущем, а возможно, и делом всей жизни.
2.2. Методы, используемые на занятиях кружка
Методы и формы работы с детьми: словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, организация дидактических и сюжетно-ролевых игр; продуктивные виды деятельности : рисование.
Методы и формы работы с родителями:
Консультации для родителей:
«Нетрадиционные приёмы рисования с детьми 1.5 до 2 лет».
«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста».
«Развитие творческих способностей у детей в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».
«Каждый ребенок – художник!».
Участие родителей в подборе материала для использования в нетрадиционной техники рисования.
Анкетирование для родителей: «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей?».
Выставка работ «Разноцветные ладошки».
Индивидуальные беседы: «Рисуем дома».
Конкурс семейного творчества: «Новогодний калейдоскоп».
Мастер- класс для родителей совместно с детьми «Нетрадиционное рисование».
Папка – передвижка «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания».
2.3. Организационно-методическое обеспечение программы
Программа проекта по нетрадиционному рисованию в группе раннего возраста «Разноцветные ладошки» рассчитана на один год. Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе должна составлять 10 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц во второй половине дня, с сентября по май.
Возраст детей : дети от 1.5 до 2 лет (группа раннего возраста).
Сроки реализации: сентябрь 2023 г. по май 2024 г.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 8-10 минут.
Наполняемость групп : 10 человек.
2.4. Прогнозируемый результат
Формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционной технике рисования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
2.5. Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком)
Альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, видеозаписи сказок.
3. Организационный раздел.
3.1. Перспективный план кружка
План работы
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь
«Вот какие наши ручки»
Цель: ознакомить с краской. Освоение техники печатания ладошкой. «Падают, падают листья»
Цель: продолжение знакомства с краской. Освоение техники пальчиковой живописи. «Дождик, чаще, кап – кап – кап!»
Цель: знакомство с техникой рисования ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма. «Вот ежик, ни головы, ни ножек»
Цель: создание образа ежика в соответствии в сотворчестве с педагогом; дорисовывание иголок – коротких прямых линий пальчиком
Октябрь
«Букет из осенних листьев»
Цель: познакомить с техникой печатания листьями. «Рябинка»
Цель: познакомить с техникой пальчикового рисования. «Рябинка»
Цель: познакомить с техникой скатывания бумаги. «Мы рисуем, что хотим»
Цель: закрепить технику пальчикового рисования.
Ноябрь
«Воздушные шары»
Цель: познакомить с техникой - оттиск пробкой. «Разноцветные колечки»
Цель: закрепить технику пальчикового рисования. «Пушистые животные зимой»
Цель: познакомить с техникой рисования тычком. «Пушистые животные зимой»
Цель: закрепить технику рисования тычком.
Декабрь
«Снежные комочки»
Цель: закрепить технику пальчикового рисования.
«Маленькой елочке холодно зимой»
Цель: закрепить технику пальчикового рисования. «Мои рукавички»
Цель: закрепить технику - оттиск пробкой. «Веселый снеговик»
Цель: закрепить технику рисования тычком
Январь
«Зимние забавы»
Цель: закрепить технику пальчикового рисования. «Я слепил снеговика»
(1-е занятие)
Цель: закрепить технику скатывания бумаги. «Я слепил снеговика»
(2-е занятие)
Цель: закрепить технику скатывания бумаги. «Снежинки»
Цель: закрепить технику пальчикового рисования.
Февраль
«Елочка»
Цель: познакомить с техникой -рисование восковыми мелками. «Кораблик для папы»
(1-е занятие)
Цель: закрепить технику скатывания бумаги. «Кораблик для папы»
(2-е занятие)
Цель: закрепить технику скатывания бумаги. «Снежинки»
Цель: познакомить с техникой - рисование свечой.
Март
«Цветы для мамы»
(1-е занятие)
Цель: закрепить технику печатания ладошками. «Цветы для мамы»
(2-е занятие)
Цель: закрепить технику печатания ладошками. «Солнышко» (коллективная работа)
Цель: закрепить технику печатания ладошками. «Бабочка»
Цель: закрепить технику рисования ватными палочками.
Апрель
«Вот какие осьминоги»
(1-е занятие)
Цель: закрепить технику печатания ладошками. «Вот какие осьминоги»
(2-е занятие)
Цель: закрепить технику печатания ладошками. «Рыбки»
Цель: закрепить технику пальчикового рисования. «Подводное царство» (коллаж)
Цель: закрепить технику пальчикового рисования.
Май
«Цветочки на лугу»
Цель: закрепить технику- рисование восковыми мелками. «Божьи коровки»
Цель: закрепить технику пальчикового рисования. «Одуванчики»
Цель: закрепить технику печатания поролоном. «Рисуем, что хотим»
Цель: закрепить технику - рисование свечой.
3.2 Список литературы
1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками». А. И. Лыкова «Художественное воспитание, обучение и развитие детей от 2 до 7 лет. «Цветные ладошки».
2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования».
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования».
4. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет;
5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста;
6. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;
7. Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст;
8. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме
9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке.
10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.