Александра Воробей
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Как научиться уважать старших»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе
«Как научиться уважать старших»
Цель: воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.
Программное содержание:
- формировать представление об одном из основных духовно-нравственных понятий- уважению к старшим;
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе „Как научиться уважать старших“» размещена в разделах
- учить детей, как они должны относиться к старшим людям, к отцу и матери;
- познакомить с правилами уважения старших для дошколят;
- совершенствовать умение слушать сказку, высказывать своё суждение об услышанном, давать характеристику поступкам героев литературного произведения;
- развивать умение отличать добро от зла;
- расширять и обогащать словарь детей вежливыми формами обращения к старшим;
- воспитывать уважение к старшему поколению, желание совершать добрые поступки, трудиться и приносить пользу окружающим людям.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», Разучивание стихотворений о «волшебных словах», танец с колясками.
Оборудование: магнитная доска, экран, мультипликационный фильм по сказке М. Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших», предметные картинки, обозначающие буквы в зашифрованном слове, три листа ватмана размера А2, картинки с изображением плохих и хороших поступков, конверты, напечатанные «волшебные» слова, «Правила уважения старших для дошколят», клей, салфетки, клеёнки, кисточки., экран.
Ход НОД:
1. Организационная часть
-Ребята, посмотрите на магнитную доску. Здесь зашифровано слово, о котором мы сегодня поговорим на занятии. Давайте отгадаем его по первому звуку названия картинки.
(На магнитной доске зашифровано слово УВАЖЕНИЕ картинками Утюг, Волк, Арбуз, Жук, Ель, Нож, Игла, Ель).
-Молодцы, справились. Сегодня мы поговорим об уважении.
2. Основная часть
-Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, в мир чудесных сказок и рассказов. Узнаем о том, как мы должны относится к старшим, к самым нашим родным и близким людям – нашим родителям, бабушкам и дедушкам. И как в любом путешествии нас ждёт много нового и интересного и, я думаю, каждый из вас сделает для себя какое-нибудь полезное открытие.
(Дети рассаживаются на стульчиках, напротив экрана).
-Я хочу у вас спросить умеете ли вы правильно слушать сказку?
-Кто-то может быть скажет: «Да чего уж тут уметь? Слушай да смейся, если смешно. Или вздыхай если кого-то жалко.»
-Так-то оно так! Но в сказке главное не это. Главное, что у вас останется после сказки. Какую пользу вы в ней найдёте? Какое мудрое слово запомните?
-А сейчас послушайте весьма поучительную историю о том, как ослик Алфавит учился уважать старших. (Просмотр мультфильма по сказке М. Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших» (4 мин.)
-Надеюсь вам понравилась сказка. Всё ли вам было понятно?
-Ослик Алфавит не стал ждать следующего раза, а немедленно помог пожилой лошадке. Это ведь и есть уважение к старшим. Теперь бабушка не будет на него сердиться, ведь ослик стал чутким и внимательным, и совершил добрый поступок.
-Скажите дети, чему научила вас эта сказка? (старших надо уважать)
-Как вы думаете, что означает слово «уважать»? (быть вежливым, внимательным, заботиться, помогать, делать добрые дела)
-А какие правила уважительного отношения к старшим вы запомнили?
(Старшим надо уступать дорогу, пропускать вперёд, вежливо разговаривать, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, прислушиваться к советам, помогать)
-Вспомните, герой какого рассказа прислушался к доброму совету старичка, стал вежливым при помощи только одного слова? Кто помнит это слово?
-Как стали относится к Павлику его родные - бабушка сестра и старший брат, когда услышали волшебное слово? (Лучше, по-другому).
-Почему их отношение изменилось? (Выслушать рассуждение детей)
-А вы бы хотели, чтобы окружающим вас людям было приятно находится рядом с вами? То для этого надо делать?
-А бывают другие «волшебные» слова? Расскажите о них.
Дети рассказывают стихи:
1 ребё нок: Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
-Добрый день тебе сказали.
-Добрый день ответил ты.
Как две ниточки связали-
Доброты и теплоты.
2 ребё нок: -Здравствуйте! –ты скажешь человеку.
-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
3 ребё нок: За что мы говорим «спасибо»?
За всё что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому и сколько раз?
4 ребё нок: Отменить, что ли, слово «пожалуйста» -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
5 ребё нок: Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
6 ребё нок: Нам желают «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт конечно добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
7 ребё нок: Мне волшебные слова утром бабушка дала.
Их прохожим я дарю и с улыбкой говорю:
-Волк зубастый, добрый день! От жары уйди ты в тень!
-Птенчик миленький, привет! Я несу тебе обед!
Всем СПАСИБО за вниманье! БУДЬ ЛЮБЕЗЕН!
ДО СВИДАНЬЯ! ИЗВИНИТЕ! БУДЬ ЗДОРОВ!
Как же много добрых слов!
8 ребё нок: Эти слова всем известны давно.
Видишь они просты, не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
Добрые люди будьте здоровы.
-Вы такие молодцы, сколько добрых, полезных, волшебных слов вы знаете.
-Скажите, ребята, а почему так важно научиться уважать своих родителей?
-Вы всё правильно поняли, молодцы. Родители самые близкие нам люди. Они вас любят, растят, воспитывают, заботятся о вас с самого рождения и не жалеют для вас ни сил, ни времени. Они читают вам сказки на ночь, учат отличать добро от зла, приучают вас к труду, наверно, рассказывают вам о том, как надо проявлять нежность заботу к тем, кто нуждается в вашей помощи – пожилым дедушкам и бабушкам.
Есть такая мудрая пословица и я хочу, чтобы вы её запомнили.
- «РОДИТЕЛЕЙ ЧТИ - НЕ СОБЬЁШЬСЯ С ПРАВИЛЬНОГО ПУТИ»
-Как вы думаете, что означает слово «чти»? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель поясняет)
-Чтить, почитать – значит уважать.
-Правила уважительного отношения к старшим должны знать все дети.
Но сейчас пришло время отдохнуть, подвигаться, а заодно и показать, как ваши родители заботились о вас, когда вы были совсем маленькие и беспомощные.
Динамическая пауза «Танец с колясками».
(дети рассаживаются на стульчиках, слышится звук пчелиного жужжания)
-Кто это здесь жужжит? Дети, вы кого-нибудь видите?
(Дети смотрят на экран, но ничего не видят)
-Если наши глазки ничего не видят, значит они устали и пришло время сделать Зарядку для глаз.
-Сядьте ровно по порядку
Сделаем для глаз зарядку.
-Хорошенько зажмурьте глазки, а теперь широко-широко откройте,
И ещё раз повторите.
-Видите что-нибудь на экране? Нет? Тогда продолжим.
Раз-налево, два-направо, (смотрим влево, вправо)
Три – наверх, четыре- вниз. (смотрим вверх, вниз)
А теперь по кругу смотрим, (двигаем пальчик перед собой по кругу)
Чтобы лучше видеть мир. (следим за ним взглядом)
(голову не поворачиваем)
Взгляд направим ближе, дальше (приближаем палец к глазам)
Тренируем мышцу глаз. (отводим палец далеко от глаз)
Видеть скоро будем лучше
Убедитесь вы сейчас
А теперь нажмём немного (нажимаем пальчиками возле глаз)
Точки возле самых глаз
Сил дадим им много-много (закрываем глаза ладошками и держим)
Чтоб усилить в тысячу раз. (чувствуем как тепло глазкам).
(В это время на экране появляется анимация «Пчёлка», слышится её жужжание.)
-Дети, откройте глазки, что вы видите? Значит зарядка для глаз помогла.
-А вы знаете, что пчёлка – это насекомое, которое приносит огромную пользу? (дети обсуждают, какую пользу приносит пчела).
-Так вот, сегодня пчёлка прилетела к нам не случайно. Пока мы с вами занимались, она сидела тихонечко и слушала о чём мы с вами говорим, а потом полетела и собрала всё полезное, доброе, мудрое из нашего занятия.
И вот что из этого получилось.
(На экране появляется пчела. В лапках у неё «Правила почитания и уважения старших для дошколят)
Нельзя:
-огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;
-бездельничать, когда все трудятся;
-смеяться над старостью и старыми людьми;
-вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;
-выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
-допускать, чтобы мама давала тебе то, что она не даё т себе: лучшую конфету, угощение, а если и даёт, то обязательно нужно делиться;
-делать то, что запрещают старшие;
-оставлять старшего, больного в одиночестве, если у него нет никого, кроме тебя;
(воспитатель читает детям всё полезное, что собрала пчёлка)
-Спасибо, уважаемая Пчела, что вы нам ещё раз напомнили, чего ни в коем случае нельзя делать. Я думаю, наши дети вырастут и станут хорошими, добрыми, вежливыми людьми и всегда будут уважат старших.
-Жаль только, вот вы уйдёте из садика в школу и унесёте все эти полезные знания с собой. А как же другие маленькие дети узнают – как уважать старших? (Воспитатель выслушивает предложения детей).
3. Практическая часть
-А давайте сделаем книжку – самоделку, в которую вклеим картинки, рассказывающие об уважительном отношении к старшим, правила, которые Пчёлка принесла. А ещё у меня здесь на столике приготовлены распечатанные «волшебные» слова, их можно приклеить в «Словарь вежливых слов».
(Воспитатель даёт детям советы по выполнению работы. Дети выбирают и прочитывают слова, размещают и наклеивают их в словаре, подбирают картинки. В конце занятия воспитатель благодарит детей и предлагает подарить книжку-самоделку малышам на выпускном утреннике).
Итог занятия:
- Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного, хорошо потрудились и сделали доброе дело. Что вам больше всего понравилось или запомнилось сегодня?
Игровое упражнение «В нашей группе все друзья…».