Елена Прокопова
Проект «Мамы каждые нужны, мамы всякие важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность музыкального руководителя
Проект
Название проекта : «Мамы каждые нужны, мамы каждые важны»
Тип проекта : практико - ориентированный.
Участники:
- Музыкальные руководители – Салимгареева Л. Н. – высшая квалификационная категория; Прокопова Е. П. – первая квалификационная категория.
- воспитатели групп;
Целевая группа: дети воспитанники групп, родители.
Масштаб: 2017 — 2018 учебный год.
Количество участников: 300 человек.
Публикация «Проект „Мамы каждые нужны, мамы всякие важны“» размещена в разделах
Обоснование для разработки проекта.
Актуальность. В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики.
Осуществлять профориентационную работу с подрастающим поколением необходимо начинать с раннего детства. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или ионной сфере экономики, показывающие высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность и рост. Подготовка таких специалистов — одна из главных задач всей образовательной системы государства. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований говорят о том, что только комплексный подход к решению трудового самоопределения молодежи будет способствовать успеху профориентационной деятельности.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов к определенным видам деятельности и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация. Ведь, по мнению ученых психологов, психическое развитие ребенка человека отличается от развития детенышей животных. Оно происходит не как развертывание врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно – исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка.
Задачи современного искусства также состоят в том, чтобы во – первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть героику народа в труде и стремлению к миру в художественных образах. Во – вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышление людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение. Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой – средством воспитания. Эстетическое освоение действительности средствами искусства осуществляется в процессе творческой работы. Так, например, дети, пропевая песню «Варись кашка», сами становятся участниками этого процесса и осваивают профессию повар, в оркестре – профессия дирижер, в театральной постановке – актер, певец, танцор и т. д.
Смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе
Поскольку, в плане по Управлению ДОУ стоит одна из задач: содействовать социально - коммуникативному развитию дошкольников, посредством ознакомления с профессиями в различных видах деятельности,
мы решили реализовать ее как проектную деятельность, которая проходит через все занятия.
Практика работы музыкальных руководителей ДОУ показала, что формирование профориентированных способностей – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста, где выявляется недостаточность в музыкальном репертуаре и материале в целом для детей дошкольного возраста. Исследования Н. А. Ветлугиной, Петерсон Л. Г., Р. М. Чумичёвой, Л. Н. Комиссаровой, А. Н. Зиминой, О. П. Радыновой и другими, показали, что дети должны прийти в школу с навыками развития творческой деятельности, что в соответствии с требованиями общества, является высшей формой эстетического освоения действительности в единстве его познавательного, идейно – воспитательного и эстетического моментов. Возникает противоречие между необходимостью развития профориентированной творческой деятельности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данного вопроса в методике.
Цель исследования – изучить и практически проверить возможность формирования профориентированной творческой деятельности детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования профориентированной творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия формирования профориентированной творческой деятельности детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности.
Цель:
Развитие творческой активности детей через проектную деятельность «Мамы каждые нужны, мамы каждые важны».
Задачи:
1) изучить теоретическую и практическую литературу
2) раскрыть особенности развития профориентированной творческой деятельности детей дошкольного возраста
3) способствовать формированию профориентированной творческой деятельности детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности.
4) Расширить родительскую компетентность в данной проблеме.
Гипотеза исследования: формирование профориентированной творческой деятельности детей дошкольного возраста будет эффективным, если оно осуществляется на основе проектной деятельности.
Методологической основой исследования являются: основные положения теории и методики развития творческой деятельности детей дошкольного возраста (Петерсон Л. Г. Смирнова Е. О., Зимина А. Н., Емельянов Е. В., Тютюнникова Т. Э, Буренина А. И. Лазарев М. Л. и др.).
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, наблюдение, анализ и обобщение практического опыта.
Практическая значимость. Собранный и накопленный в ходе практико - ориентированной работы практический материал может быть использован в практике дошкольных образовательных учреждений, в системе дополнительного образования, кружковой работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
Базой исследования является МАДОУ «Детский сад № 32 «Чайка» г. Набережные Челны,
Основные этапы реализации:
I этап – планирующий:
• Изучение литературы.
• Анкетирование родителей.
• Знакомство с проектом родителей.
I I этап – практический:
• Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
III этап – заключительный:
• Показ представлений для детей, сотрудников и родителей.
Методы и формы работы с дошкольниками:
- Диагностические манипуляции с дошкольниками в игровой форме.
- Анкетирование родителей и опрос детей.
- Презентации родителям своих профессий.
- Мастер – классы для дошкольников, организованные на различных площадках.
- Праздники и развлечения.
Ожидаемые результаты:
Ребенок:
- называет различные профессии и определяет их по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально – положительно относится к труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
План проведения проекта по ДОУ :
Сентябрь
1 этап - предварительный Первичное посещение участников проекта, выбор направления деятельности, формулировка и постановка целей, распределение ролей.
Октябрь
2 этап - диагностический Наблюдение, анкетирование, диагностические манипуляции
Выявление:
Музыкальных способностей,
Сенсорных способностей,
Склонности к самопознанию,
Психологических способностей,
Топографических способностей.
Выявление индивидуально – типологических различий
Ноябрь
3 этап - основной Все виды профориентационной работы направлены на сферу профессиональной деятельности по типу «человек – художественный образ».
Ведущим предметом труда является искусство.
Профессии: скульптор, музыкант, танцор, актер, дизайнер, искусствовед, гравер, стеклодув, ювелир, чеканщик, фотограф, плиточник, модельер, писатель, композитор, огранщик камней, маляр и др.
Декабрь Все виды профориентационной работы направлены на сферу профессиональной деятельности по типу «человек – техника».
Ведущим предметом труда является технические механизмы.
Профессии: токарь, фрезеровщик, наладчик автоматов, оптик – механик, контролер материалов и изделий, слесарь – монтажник, инженер – конструктор, часовщик, техник – технолог, инженер – строитель, швея, портной, столяр, монтажник, водитель, оператор пульта управления и т. д.
Февраль
Все виды профориентационной работы направлены на сферу профессиональной деятельности по типу «человек – человек».
Ведущим предметом труда является воспитание, обучение, лечение, обслуживание, руководство людьми.
Профессии: учитель, воспитатель, преподаватель, психолог;
Продавец, официант, бармен, парикмахер, повар;
Врач, фельдшер, медсестра, менеджер, экскурсовод, проводник.
Все виды профориентационной работы направлены на сферу профессиональной деятельности по типу «человек – знаковая система».
Ведущим предметом труда является
и знаковые системы.
Профессии:
Математик, физик, химик, учетчик, бухгалтер, лаборант, метролог, статист, философ, чертежник, инженер – конструктор, картограф, штурман авиации, технические лаборанты, программист;
Лингвист, историк, корректор, наборщик, библиотекарь, нотариус, почтальон, телефонист, переводчик
Март
Все виды профориентационной работы направлены на сферу профессиональной деятельности по типу «человек – природа».
Ведущим предметом труда является живые организмы, биологические и микробиологические процессы.
Профессии: пчеловод, животновод, зоотехник, ветеринар, кинолог, лаборант – микробиолог, фармоцевт и др.
Апрель
4 этап - заключительный Подведение итогов, фиксация результатов, создание дорожной карты
Стратегия и механизмы реализации минипроекта музыкальными руководителя, воспитателями групп, детьми.
Задачи:
• Побуждать детей к активному участию в музыкальной и театрализованной деятельности, привлекать к искусству.
• Создать условия для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности.
• Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Сентябрь
Опрос детей.
Изучение литературы.
Анкетирование родителей.
Знакомство родителей с проектом.
Октябрь
Создание картотеки потешек, поговорок, песенок стишков и музыкально – дидактических игр по музыкальным профессиям для творчества детей.
Знакомство с профессией артиста.
Ноябрь
Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной и театрализованной деятельности. Пошив костюмов, изготовление атрибутов с родителями. Оформление декораций с детьми и родителями.
Инсценирование песенок, хороводов, стихов. Распределение ролей. Знакомство с профессиями: композитор, дирижер, танцор, певец, музыкант, хореограф.
Проведение осенних развлечений и праздника, посвященного дню матери, с использованием музыкального профориентированного материала: Песни: «Профессия мама», «Наши мамы», «Варись кашка»,
игр: «Как мама собирается на работу», «Построй дом», «Выбери инструменты врача», «Свари борщ и компот», «Дирижер», «Кто играет в симфоническом оркестре?», «Какой инструмент звучит», «Что делает композитор, танцор? «Назови музыкантов в оркестре» актер, и т. д.»
Профессии: АКТЕР, ДРАММАТУРГ, КОСТЮМЕР, СУФЛЕР, ГРИМЕР, РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК
Профессии: ПАРИКМАХЕР, ВИЗАЖИСТ
Декабрь
март-
Изготовление атрибутов и костюмов, совместно с родителями
Знакомство с профессиями: швея, портной, дизайнер
Февраль Проведение музыкально – спортивного праздника «Зарница» - профессия военный
Март Презентация «Кем работают мамы», «Радуга профессий» представлений для детей, родителей и сотрудников
Апрель Развлечение, посвященное дню космонавтики
Конструкторы, космонавты, защита творческих проектов совместно мама и ребенок, раскрывающих содержание маминой работы или домашнего хобби, если мама домохозяйка.
Ожидаемый результат
• Повышение интереса и активности детей к театрализованной и музыкальной деятельности.
• Показ 3-4 представлений.
• Повышение интереса и участие родителей в театрализованной деятельности.
• Представление творческих работ совместно мама и ребенок, раскрывающих содержание маминой работы или домашнего хобби, если мама домохозяйка.
• Пополнение развивающей среды, способствующей развитию у детей музыкальной, творческой и театрализованной деятельности.
Работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.
Спасибо за внимание!