Ирина Антипова
Проектная деятельность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как форма инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы начальная школа стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Поэтому особенно важным стало использование в образовательном процессе методов и приемов, формирующих умение самостоятельно приобретать новые знания, добывать необходимую информацию, формулировать гипотезы и делать выводы.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Инклюзивное образование
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В начальной школе эта проблема успешно решается за счет организации проектной деятельности, которая через реализацию проектов создает оптимальные условия для самостоятельного усвоения материала учащимися.
В современной российской школе проектная деятельность является одним из основных методов по своему применению и широте использования в обучении и воспитании. Однако этот метод не заменяет образовательный процесс, а является уникальным средством развития человека, так как эффективно дополняет учебный процесс и может обеспечить личностное развитие каждого.
Т. Г. Белова писала, что как форма инклюзивного образования проектный метод ведет к становлению у обучающихся младшего школьного возраста самостоятельности, что позволяет постепенно ослабить поддержку со стороны взрослого. Так, например, в поиске необходимой для исследования информации или в подведении итогов, формулировке неких выводов проделанной работы [1].
В случае правильного подхода к использованию в образовательном процессе метода проектов, можно рассчитывать на то, что он будет не только сохранять мотивацию к обучению, но и развивать ее. Что очень важно в работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими проблемы со здоровьем.
Повышение уровня проектной деятельности, а также развитие навыков, которые развиваются в процессе выполнения проекта, может помочь решить проблемы, возникающие при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в массовые общеобразовательные учреждения.
Инклюзивное образование - это обеспечение доступности образования для всех, включая детей с особыми потребностями. Главная цель инклюзивного образования - обеспечить всем детям, независимо от нарушения их здоровья и развития, возможность активно участвовать в жизни общества". [2]
Одним из эффективных способов работы с такими учениками является метод проектов. В условиях инклюзии правильно организованный подход к использованию метода проектов в образовательном процессе может не только поддерживать, но и развивать мотивацию учащихся к обучению.
Е. Гайденко пишет, что самое главное в современной педагогике - это использование в учебном процессе методов и приемов, направленных на развитие умения самостоятельно приобретать новые знания, искать необходимую информацию, формулировать гипотезы, обобщать и делать выводы. Поэтому в младших классах необходимо использовать методы, позволяющие ученикам решать проблемы, связанные с развитием их самостоятельности и навыков саморазвития. Работа над проектами создает условия для самостоятельного усвоения материала. Конечно, метод проектов в образовании нельзя признать универсальным средством обучения, но это одна из форм, которая не исключает другие традиционные методы [3].
Л. М. Крижановская отметила, что в настоящее время в образовательной практике широко распространены такие процессы, как инклюзия. Под инклюзивным образованием понимается процесс трансформации общего образования, основной идеей которого является необходимость обеспечения доступности образования для всех с учетом потребностей всех детей [4].
Метод проектов уже активно используется как форма реализации образовательного процесса в условиях инклюзии. Использование метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ позволяет успешно решать образовательные и воспитательные задачи.
Использование метода проектов в работе с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования позволяет учащимся динамично проявлять себя в системе социальных отношений и способствует развитию контингента, занимающего подобные социальные позиции.
В целом под проектом часто понимают деятельность по достижению нового результата в течение определенного периода времени с учетом определенных возможностей. Проектная деятельность - это творческая и продуктивная деятельность, осуществляемая совместно учителями и учениками, направленная на поиск решений возникающих проблем [5].
З. В. Брдовская в своей работе отмечает, что существуют различные формы реализации метода проектов. Проектная деятельность может быть реализована в форме индивидуальной работы с младшими школьниками с ОВЗ, но возможен и групповой подход к решению проблем. К реализации проекта могут быть привлечены и родители учеников с ОВЗ. Возможно, младшим школьникам с ОВЗ удобнее всего работать в паре с учителем, с которым они уже знакомы. Хорошо зарекомендовал себя вариант работы над проектом, когда в паре с ребенком с ОВЗ работает ученик – куратор [6].
И. С. Сергеев отмечает, что, как и в любом процессе, работа над проектом строится в несколько этапов. Так, на первом этапе разрабатывается концепция предстоящей работы. На втором – производится оценка возможности воплощения в жизнь той или иной проектной идеи. Составление примерного плана будущего проекта производится на третьем этапе. Четвёртый этап – непосредственно реализация каждого пункта составленного плана. Пятый этап – предварительный контроль. Как итог работы – защита проекта на шестом этапе.
Необходимо отметить, что существуют определенные требования к применению метода проектов в практике инклюзивного образования :
значимость исследовательской или творческой проблемы;
практическая (теоретическая) значимость достигаемых в ходе
проектной деятельности результатов;
ориентирование на индивидуальную (парную, групповую)
самостоятельную деятельность обучающихся;
структурирование содержательной части проекта;
применение в работе исследовательских методов [7].
Предполагаемый результат в проекте предшествует замыслу, собственно разработке (планированию, анализу, поиску ресурсов) и реализации (созданию продукта).
Н. В. Лободина определяет этапы проектной деятельности следующим образом :
подготовительный этап, который включает в себя определение темы и постановку целей проекта;
этап планирования работы. На этом этапе необходимо выбрать возможные источники информации, решить, как собирать и анализировать информацию, как представлять полученные результаты, обсудить, как защищать проект, распределить задачи и обязанности;
исследовательский этап: предполагает поиск информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опроса, наблюдения, эксперимента;
выводы: анализ отобранной информации, подведение итогов;
представление или отчё т: определение форм защиты проекта;
оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение,
самооценка и др. [8].
Различные типы проектов позволяют достичь положительных результатов при работе с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.
Наиболее подходящими для работы обучающимися с ОВЗ являются проекты, способные в полной мере раскрыть творческий потенциал каждого учащегося с нарушениями развития.
Подведем некоторые итоги. Инклюзия широко распространена на современном этапе развития системы образования. Одним из видов работы с обучающимися младших классов с ОВЗ является проектная деятельность.
Формы использования метода проектов в учебном процессе очень разнообразны. Проектная деятельность имеет свои методы и приемы обучения для реализации всех поставленных задач. Как одна из форм реализации инклюзивного образования, проектная деятельность для учащихся младших классов является отличной формой деятельности, направленной на развитие самостоятельности, воображения и навыков творческого мышления учащихся.
Применение элементов исследовательской деятельности дает возможность не учить детей, а учить их учиться, направлять их познавательную деятельность. Ученики охотно участвуют в различных видах исследовательской деятельности. Метод проектов направлен на организацию исследовательской, самостоятельной и творческой деятельности.
Список литературы
1. Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании [Текст] / Т. Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – 2008. – № 76–2. – С. 32–37.
2. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. – М. : Владос, 2014. – 142 с.
3. Гайденко, Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку– с 1-го класса [Текст] / Е. Гайденко // Начальная школа. – 2006. – №10. – C. 2–3.
4. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. – М. : Владос, 2014. – 142 с.
5. Хромов, А. А. Метод проектов в начальной школе [Текст] / А. А. Хромов // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования : тезисы докладов IV международной научно-практи ческой конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998. – № 10. – с. 127– 128.
6. Брдовская, З. В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов [Текст] / З. В. Брдовская // Как организовать проектную деятельность младших школьников. – Новосибирск, 2006. – С. 92–101.
7. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И. С. Сергеев. – М. : Просвещение, 2006. – 80 с.
8. Лободина, Н. В. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требований ФГОС НОО [Текст]/ Н. В. Лободина, Л. Е. Гринин. – М. : Учитель, 2017. – 275 с.